Американский бренд спортивной обуви Nike столь велик и влиятелен, что люди, которые сделали его таковым, порой остаются в тени славы своего детища. Взять тех же основателей, Фила Найта и Билла Бауэрмана. Мало кто знает, что эти фанаты бега буквально из ничего сделали спортивную марку №1. Не менее важную роль, но уже в современных реалиях для бренда сыграл дизайнер Марк Паркер.
Марк родился 21 октября 1955 года в Покипси, штат Нью-Йорк, в семье Мэг и Брюса Паркер. Он окончил среднюю школу Вестхилла в Стэмфорде, штат Коннектикут, а затем в 1977 году получил степень бакалавра политических наук в Университете штата Пенсильвания. Как раз в студенческие годы он начинает увлекаться бегом и даже принимает участие в соревнованиях по легкой атлетике на первенство штата Пенсильвания. К команде Nike Марк присоединяется в 1979 году по приглашению Джеффа Джонсона в качестве дизайнера обуви и проводит большую часть времени в научно-исследовательском центре в Эксетере, штат Нью-Гэмпшир в качестве рядового сотрудника.
Уже к 1987 году Марк становится вице-президентом подразделения по развитию бренда, а в 1989 году вице-президентом. К 1998 году он вице-президент по глобальным проектам в категории спортивной обуви, с 2001 года — сопрезидент Nike на пару с Чарли Денсоном. А с 2006 года — президент головной компании. И только в 2020 году было объявлено об уходе Марка с поста президента Nike.
Джон Донахью сменил Паркера 13 января 2020 года, а Паркер стал исполнительным председателем совета директоров. За время работы в Nike Паркер стал синонимом быстрого роста компании, стремления к цифровым технологиям и внедрения инноваций в продукты. Удивительный и волнительный путь длиной более чем в 40 лет, о котором стоит рассказать подробнее.
До и во время своего пребывания на посту генерального директора Паркер много времени проводил в легендарной Nike Innovation Kitchen, которая представляет собой сверхсекретную зону прототипирования, предлагающую дизайнерам множество инструментов, автоматических установок, технологичных материалов, инструментов и сервисов для изучения новых идей и разработок в различных индустриях. И все это лишь с одной целью — внедрить наработки в готовый продукт.
Именно там Марк работал над многочисленными проектами, включая модели кроссовок Odyssey, Pegasus, Air Trainer 1, Presto, амортизацию Nike Free, кроссовки HyperAdapt с автоматической шнуровкой и линейкой HTM. Даже революционный Nike Air Тинкер Хэтфилд запатентовал на имя Паркера.
Еще до работы в Nike Паркер был профильным дизайнером и фанатом бега. Поэтому неудивительно, что Марк, как и Билл Бауэрман, много работал над модернизацией имевшихся на рынке кроссовок и адаптировал свою беговую обувь под собственные нужды.
Именно это мышление, ориентированное на доработанный функциональный дизайн, отличало его от других генеральных директоров, которые очевидно имели более традиционный управленческий опыт. В Nike Паркер приравнял менеджмент к редакторской деятельности. Он считает, что от других людей его отличает открытость к творчеству и понимание того, насколько важно сосредоточиться на инновациях в масштабах всей корпорации. Стиль управления Паркера — «дизайнерское мышление», он постоянно ищет более глубокое понимание инноваций не только в профильной области, но и в сегменте медиа, инфо-бизнеса. Эту стратегию можно сравнить с подходом дизайнера Джони Айва из Apple.
Паркер — один из трех членов линейки HTM, которая представляет собой работу целого коллектива авторитетных дизайнеров: основателя Fragment Design Хироши Фудзивары, культового проектировщика обуви Nike Тинкера Хэтфилда и, наконец, самого Марка Паркера.
Линейка HTM была основана в 2002 году и стартовала с созданной на заказ модели кроссовок Air Force 1 с верхом из кожи премиум-класса и контрастной строчкой. Проект HTM не работает в рамках каких-либо дедлайнов, идейных или финансовых ограничений. На данный момент в резюме проекта HTM несколько коллекционных моделей Lunar Flyknit, несколько моделей серии Коби Брайанта и даже модели Converse.
Дизайнеры берутся реконструировать классические модели кроссовок и представлять их в новой интерпретации, чтобы привлечь внимание различной аудитории. При этом в проекте нет начальников, это истинное партнерство, где каждый имеет возможность разрабатывать новые концепции для расширения границ представления не только продукта, но и всей компании.
Одиозность Марка Паркера заключается и в том, что он первым в Nike начал привлекать таких художников, как KAWS, Futura 2000, Stash, Mr Cartoon и Os Gêmeos. Он приглашал их поработать над новыми проектами для создания кроссовок с ограниченным тиражом. Это началось еще с 1990-х годов, и многие артисты продолжают сотрудничать с брендом и сегодня. А разработанные совместно кроссовки считаются вожделенным предметом коллекционирования для любого уважаемого сникерхеда.
И это не просто коммерческий ход. Марк — фанат искусства. Его личный кабинет известен тем, что от стены до стены завешан и заставлен произведениями искусства, которые он заказывал на аукционах или собирал на выставках: от произведений Энди Уорхола до скульптур Дастина Йеллина.
Но вся эта фанатичная приверженность искусству не смещала ключевых акцентов: Nike — спортивный бренд. Поэтому важно не заигрываться с искусством, а делать лучший продукт для атлетов. И эти же атлеты должны были стать лучшей рекламой продукции бренда. Позиция менеджмента Nike всегда заключалась в том, чтобы опираться на элитных спортсменов, амбассадоров, определяющих направление развития продуктов, помеченных бессмертным брендингом в виде swoosh. И Паркер лично следил за этим. Он уделял первоочередное внимание отношениям с Джорданом, Брайантом и Армстронгом, опираясь при разработке дизайна новых кроссовок на их мнения и отзывы.
Коби Брайант однажды рассказал о встрече с Паркером, во время которой баскетболист был крайне удивлен тем, что Паркер достал свой блокнот, чтобы сделать наброски новой модели прямо во время разговора.
В 1996 году в качестве вице-президента по маркетингу Паркер помог подписать контракт с Тайгером Вудсом, 20-летним талантливым гольфистом, о котором еще мало что знали. Контракт на сумму 40 миллионов долларов взорвал индустрию, вызвав немало критики, но конечный результат превзошел все ожидания.
В 2001 году Паркер сыграл важную роль в привлечении Полы Рэдклифф, которая до недавнего времени была самой быстрой женщиной-марафонцем всех времен. Паркер и Тинкер Хэтфилд тесно сотрудничали с Джоном Макинроем при создании модели кроссовок Nike Air Trainer 1, которые Макинрой потом носил на протяжении большей части своей карьеры. Развитие этих отношений всегда было приоритетом для Паркера как для генерального директора. Там уже не было места для искусства.
Можно с полной уверенностью сказать, что оставление поста генерального директора Nike не скажется на активности Марка Паркера. Он определенно станет больше времени уделять своей жене Кэти Паркер и троим детям, но Nike поистине является делом всей его жизни, а идей для проекта HTM еще хоть отбавляй.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineshoes.ru
Москва,
ул. Льва Толстого, дом 23/7c3, п. 3, 1 эт.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineshoes.ru
Санкт-Петербург,
Лиговский проспект, д. 92Д