В России название компании Nike все произносят неправильно. На самом деле, оно должно звучать как «Найки» — то есть больше похоже на имя древнегреческой богини победы Ники. Но даже на англоговорящем пространстве не все об этом догадываются и тоже читают это слово как «Найк».
Бренд кроссовок сегодня является одним из самых узнаваемых и коммерчески успешных в сегменте спортивной одежды и обуви, а также уличной моды. Nike — марка с беспрецедентным триумфом в спорте и бизнесе. По итогам 2019 года оборот компании превысил $39 млрд, чистая прибыль составила $4 млрд, а рыночная капитализация — $121 млрд. На компанию работает около 75 000 человек со всего мира. Бренд занимает свыше 60% мирового рынка спортивной обуви.
Каждый год по всей планете продается примерно 900 000 изделий Nike. А великолепно снятая реклама бренда дважды получала премию «Эмми»: в 2000 и 2002 годах.
Но интереснее всего — узнать, с чего все началось.
В 1964 году тренер Билл Бауэрман из Орегонского университета и его подопечный Фил Найт, бегун на средние дистанции, основали компанию Blue Ribbon Sports (такое название носил бренд до 1978 года). Сначала они не выпускали собственную обувь, а продавали продукцию японской марки Onitsuka Tiger, которая сегодня известна под именем ASICS. Первая партия включала в себя 300 пар кроссовок. Постоянной торговой точки у стартапа не было, поэтому продажи осуществлялись прямо с машины Найта в городке Юджин, штат Орегон. Открыть «нормальный» магазин дуэт предпринимателей решил в 1966 году.
Согласно легенде, Бауэрман создал первую пару кроссовок для Найта — однако другой воспитанник тренера эту версию опровергает. Речь идет об Отисе Дэвисе, завоевавшем золотую медаль на летних Олимпийских играх 1960 года. По воспоминанию Дэвиса, те кроссовки были тесными и плохо поддерживали стопу — но они все равно ему понравились, потому что были изготовлены специально для него. Не обладая ни опытом в производственной сфере, ни профессиональным оборудованием, Найт и Бауэрман доверились деловой интуиции и не прогадали.
Забегая вперед, следует сказать, что Бауэрман скончался в 1999 году, а Найт продолжал возглавлять Nike вплоть до 2004 года. Младший основатель бренда оставался членом его совета директоров до 2016 года.
Первым успехом компании на пути к собственному производству стала модель кроссовок Cortez, выпущенная в 1968 году. Через три года стартап сумел привлечь инвестиции от японского торгового дома Nissho Iwai Corporation, известного сегодня как Sojitz.
В 1972 году в продажу поступили кроссовки Moon. Рельефный рисунок их подошвы создали с помощью обычной домашней вафельницы. Первым зарубежным рынком, на который вышла продукция компании, стала Канада. С 1974 года обувь начали экспортировать в Австралию. Сотрудничать с известными спортсменами с целью продвижения своих кроссовок BRS стали на Олимпийских играх 1972 года.
Первая собственная фабрика Blue Ribbon Sports открылась в США, в штате Нью-Гэмпшир, в 1974 году. Всего за три года объем продаж вырос с $5 млн до $28 млн. В рамках расширения производства были запущены новые мощности в штате Мэн, на Тайване и в Южной Корее. Продажи кроссовок на азиатском рынке стартовали в 1977 году, на европейском и южноамериканском — в 1978 году.
Когда компания еще называлась Blue Ribbon Sports, ее логотип состоял из трех черных букв: BRS. Тот характерный значок, который сегодня является символом Nike, называется «свуш» (swoosh). Его создала в 1971 году Кэролайн Дэвидсон: она была студенткой Фила Найта, когда тот преподавал в Портлендском государственном университете. Патент на значок был оформлен в 1974 году. За свою работу Дэвидсон получила всего $35 — зато потом ей досталась продукция Nike в общей сложности на $640 000.
В период с 1971 по 1978 годы значок «свуш» был белым внутри и черным по контуру. Надпись «Nike» проходила маленькими буквами по этому значку. С 1978 по 1995 годы «свуш» был полностью черным, а над ним размещались большие черные буквы NIKE. В 1995 году буквы исчезли, и с тех пор «свуш» существует сам по себе, не нуждаясь в дополнительных объяснениях. Рыночная стоимость одного этого брендинга без стоящих за ним материальных ценностей достигает $26 млрд.
Слоган «Just Do It» («Просто сделай это») вошел в пятерку лучших слоганов ХХ века по версии Advertising Age — авторитетного американского журнала, посвященного индустрии рекламы, который выходит с 1930 года. Но мало кто догадывается, насколько пикантная история стоит за этими тремя словами.
В 1988 году такой слоган предложили специалисты Wieden + Kennedy, основного рекламного агентства Nike. Тогда они не могли предвидеть, что слоган останется с маркой на долгие годы. Источником вдохновения для него послужила фраза: Let's Do It («Давайте сделаем это»), произнесенная Гэри Гилмором в последние секунды его жизни. В 1977 году грабитель и убийца Гилмор был расстрелян по решению суда, и его казнь стала первым за десять лет исполнением смертного приговора в США.
Дизайнеры культового американского бренда регулярно занимаются разработкой новых силуэтов, но одновременно не забывают и про свои архивы. Именно поэтому популярными остается модели кроссовок, которые были хитами 30-40 лет назад. Не забывает Nike и про развитие спортивных линеек, наиболее популярными из которых являются футбол, баскетбол и бег:
По состоянию на 2020 год, наибольшим спросом пользуются следующие линейки: Air Max, FlyEase, FlyKnit, Nike Free, Metcon, Air Zoom, SB Janoski.
Наиболее знаменитыми моделями кроссовок за всю историю существования бренда считаются следующие:
Обувь Nike отличается беспрецедентным комфортом благодаря тому, что бренд инвестирует огромные средства в инновационные разработки. Вот, к примеру, несколько технологий, которые применяются в кроссовках Nike:
В 2019 году Nike объявили о намерениях создать собственную криптовалюту. Вероятно, одежда и обувь бренда будут оснащены датчиками, синхронизирующимися с мобильными устройствами. Пользователи смогут майнить токены во время занятий спортом.
Бренд Converse принадлежит Nike с 2003 года. С наступлением XXI века Nike начали избавляться от дочерних компаний, и по состоянию на 2020 год Converse остаются их единственной «дочкой». А вот назвать бренд Jordan дочерним язык не повернется. Некогда удачная модель баскетбольных кроссовок имени легендарного Майкла Джордана Nike Air Jordan сначала обрела отдельную линейку; затем избавилась от приставки Nike; а позже стала отдельным брендом одежды и обуви. Полный контроль за компанией, естественно, принадлежит корпорации Nike. Да и кто на самом деле воспринимает Jordan в отрыве от Nike?
Nike могут позволить себе сотрудничество с самыми именитыми и высокооплачиваемыми спортсменами планеты. Вот кому доставались наиболее крупные гонорары за ношение кроссовок бренда:
Сотрудничество с Джорданом началось в 1984 году — именно тогда свет увидела самая первая версия модели Air Jordan. В 2003 году спортсмен завершил карьеру, но Nike продолжают перечислять ему гонорары за использование его фамилии в суббренде Jordan.
Среди великого множества коллабораций Nike с другими компаниями и знаменитостями следует выделить в первую очередь их проекты с Supreme, чье количество уже перевалило за два десятка. В 2002 году они выпустили модель Supreme x Nike Dunk Low Pro SB, вдохновленную скейтерской культурой. За этим последовали совместные переосмысления кроссовок Air Force 1 в оливковой и камуфляжной расцветках, Air Max 98 Snakeskin со змеиной кожей, пара Nike x Supreme x Comme des Garcon и много других замечательных новинок.
В 2009 году в продажу поступили кроссовки Nike, дизайнером которых выступил Канье Уэст. Модель Air Yeezy 1 с фактурной кожей и ребристым задником произвела подлинную революцию, потому что совершенно не походила на обувь для атлетов. Это пара оказалась чуть ли не первой за всю историю существования Nike, которая была создана исключительно ради эстетики, а не для тренировок. В 2012 году за ней последовала Air Yeezy 2.
В 2010 году Nike вместе с японским дизайнером Джун Такахаши, основателем бренда Undercover, создали линейку Gyakusou. Ее название означает буквально «бежать в обратном направлении». Коллекции Gyakusou включали в себя не только обувь, но и одежду для бега. Вторая коллаборация дуэта случилась в 2018 году и была ориентирована не только на спортсменов, но и на ценителей уличной моды.
В 2017 году спортивный бренд скооперировался с Вирджилом Абло, основателем бренда Off-White. Он взял за основу десять моделей кроссовок Nike, Jordan и Converse и создал из них единую пару The Ten. В 2020 году вышла обновленная интерпретация Air Jordan от Dior. Стоимость новинки у перекупщиков превышала 1 000 000 рублей.
История Nike содержит в себе огромное количество громких имен и увлекательных событий. Но главное — то, что эта история активно развивается и пишется до сих пор.
О других американских брендах кроссовок вы можете узнать из нашего большого материала.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineshoes.ru
Москва,
ул. Льва Толстого, дом 23/7c3, п. 3, 1 эт.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineshoes.ru
Санкт-Петербург,
Лиговский проспект, д. 92Д