adidas является крупнейшим в Европе производителем одежды и обуви. В мировом масштабе эта компания занимает второе место, уступая лишь Nike. По итогам 2018 года выручка бренда кроссовок и спортивной одежды составила чуть менее 22 миллиардов евро, количество его сотрудников превышало 57 000. В холдинг adidas Group входит Reebok — еще один известный производитель спортивной одежды, обуви и аксессуаров, и австрийская компания Runtastic, которая специализируется на фитнес-технологиях.
Названа компания в честь ее основателя, Адольфа Дасслера — ADolf DASsler. Та версия, что слово «adidas» якобы расшифровывается как «All Day I Dream About Sports» (то есть «Я целыми днями мечтаю о спорте»), была придумана гораздо позже. Сначала предприятие называлось Addas, но через несколько месяцев Адольф решил ради благозвучия вставить в середину слова гласную, тем более уменьшительно-ласкательная форма его имени была Adi. У предпринимателя был родной брат, Рудольф. В 1924 году они вместе открыли обувную фабрику братьев Дасслеров в немецком городке Херцогенаурах. Основы сапожного мастерства им передал отец. Методичный и уравновешенный Адольф сфокусировался на производстве, а коммуникабельный и динамичный Рудольф — на менеджменте и дистрибуции.
Именно Адольф догадался изобрести первые в истории футбольные бутсы с шипами. Эти бутсы, а также гимнастические тапочки, пользовались наибольшим спросом в первые годы существования предприятия. Вплоть до Второй мировой войны Дасслеры продавали по 200 000 пар обуви в год.
В 1935 году оба брата вступили в НСДАП. С этого же года и вплоть до конца войны Адольф занимал должность спортивного офицера в Гитлерюгенде. После начала военных действий Дасслеры отправились на фронт — но Адольф через год вернулся на производство, чтобы выпускать тренировочную обувь для немецкой армии. Рудольф же попал в американский плен, из которого вышел в 1946 году. Херцогенаурах оказался в зоне оккупации, и фабрику Дасслеров собирались разрушить. Но супруга Адольфа сумела убедить иностранное командование в том, что предприятие намерено выпускать изделия сугубо гражданского назначения — и фабрику не тронули.
После смерти отца между братьями произошел разлад. Достоверно неизвестно, что стало его причиной — есть версия, что завещание было составлено недостаточно четко, и наследники не смогли поделить доставшееся им имущество. По другой теории Рудольф обиделся на Адольфа за то, что тот не вызволил его из плена, воспользовавшись своими связями среди американских офицеров. Как бы то ни было, в 1948 году единое предприятие разделилось на две компании: Puma и adidas. Рудольф сначала назвал свою организацию Ruda, в честь самого себя, но потом придумал более образное наименование.
В Херцогенаурахе на тот момент проживало 23 000 горожан. В каждой семье был хотя бы один человек, который работал либо на Puma, либо на adidas. Город раскололся на два лагеря, причем разделение коснулось не только трудоустройства, но и образа жизни и убеждений. Сторонники и сотрудники adidas придерживались социально-демократических воззрений и исповедовали протестантизм. Адепты Puma были консерваторами и католиками. Если приверженец одного бренда влюблялся в представителя «вражеского стана» и собирался вступить с ним в брак, в обеих семьях разгорался скандал.
Компании часто подавали иски друг на друга и конкурировали за потребителей. Вот всего лишь один пример: Puma первыми догадались оснастить футбольные бутсы сменными шипами. Игроки местных лиг остались довольны новинкой — но перед чемпионатом мира 1954 года у Рудольфа не нашлось возможности предоставить спортсменам нужное количество обуви. Тогда они обратились к Адольфу, и тот выполнил заказ.
Во время этой «торговой войны» братья демонстративно не разговаривали друг с другом. Периодически им приходилось проводить тайные встречи, но до полноценного примирения дело не дошло. Даже когда Рудольф умирал от рака легких, Адольф отказался его навестить. Владелец adidas пережил брата на четыре года и был похоронен на противоположном от него конце кладбища.
Логотипов у бренда не один, а четыре. Все они используются одновременно — но для разных линеек продукции. Объединяет их наличие одного и того же элемента, трех полосок:
Примечательно, что эти полоски изначально были придуманы не дизайнерами adidas, а креативщиками финского бренда Karhu Sports. Компания Дасслера выкупила у них этот лого в 1952 году за 1600 евро (в современном эквиваленте) и две бутылки виски.
Сегодня в продукции бренда выделяются шесть основных линеек:
На изделиях серии Performance тестируются наиболее передовые технологии. Их целевой аудиторией являются атлеты, ориентированные на рекорды.
Серия Neo была запущена в 2008 году с учетом вкусов молодой продвинутой аудитории. Одежда и обувь из этой серии стоят недорого и создаются с учетом последних модных тенденций.
Линейку Originals любят поклонники ретро моделей бренда и представителя ряда субкультур. Первые монобрендовые магазины такой концепции открылись в Париже, Берлине, Амстердаме и Токио в 2001 году. Изначально термин «originals» предусматривал возвращение к истокам — то есть перевыпуск классических моделей обуви, одежды и аксессуаров (например, спортивного костюма легендарного футболиста Франца Беккенбауэра или модели кроссовок Superstar). Слоган серии звучал как «Once Innovative, Now Classic, Always Authentic», что переводится как «Некогда инновационные, теперь классические, всегда аутентичные».
Однако с наступлением XXI века концепцию Originals пересмотрели: в эту линейку стали включать коллаборации со сторонними дизайнерами и знаменитостями из разных сфер. Так родилась линейка adidas Consortium, но Originals все равно решили оставить в качестве одного из флагманов бренда.
А коллекция YEEZY была создана совместно с популярным рэпером Канье Уэстом. Музыкант пытался продвигать свою серию YEEZY с Nike, но это были провальные кроссовки, о которых попытались побыстрее позабыть и бренд, и сам Канье. А вот сотрудничество с немецкой компанией позволило подарить индустрии streetwear новую икону в лице кроссовок YEEZY Boost. Сникерхеды и любители броской обуви моментально распространили славу об этой обуви, как об одной из самых желанных и дорогих.
Y-3 — не просто отдельная линейка adidas, это фактически суббренд, созданный благодаря сотрудничеству с уникальным японским дизайнером Ёдзи Ямамото. Данная коллекция представляет собой феерию сочетания белого и черного цветов.
Критерий «культовости» достаточно субъективен — а вот коммерческие показатели говорят сами за себя. Ниже приведен список успешно продаваемых кроссовок adidas за всю историю бренда. Благодаря своему вневременному дизайну, уникальному стилю и безупречному качеству эти модели успели влюбить в себя миллионы людей:
Среди многочисленных передовых технологий, применяемых в обуви adidas, надо отметить в первую очередь следующие:
И это лишь небольшая часть самых известных технологических решений немецкого бренда.
Среди всех чемпионов, в разные годы становившихся «лицами» бренда, нужно упомянуть в первую очередь Джесса Оуэнса. Он стал первым чернокожим спортсменом, сотрудничавшим с adidas. На берлинской Олимпиаде 1936 года Уэсс выиграл для США 4 золотых медали. В Германии теорию расового равенства совершенно не поддерживали — но тем не менее разрешили темнокожему жить в одном отеле с белыми, а Гитлер лично поздравил его с победой. От Рузвельта же чемпион не дождался ни приглашения в Белый дом, наравне с другими спортсменами, ни хотя бы поздравительной телеграммы.
Франц Беккенбауэр вошел в историю как «Кайзер Франц», величайший защитник в истории футбола. О бутсах adidas он мечтал с восьми лет — и Адольф Дасслер сшил их для звезды собственноручно. «Кайзер» получил два «Золотых мяча», трижды выигрывал Кубок чемпионов, побеждал на чемпионатах Европы и мира — то есть собрал все награды, которые могли достаться европейскому футболисту.
В бутсах adidas всю жизнь играл Дэвид Бэкхем. Свой первый контракт с компанией он подписал в возрасте 18 лет.
Благодаря Штеффи Графф, победившей на протяжении карьеры в общей сложности на 107 турнирах, adidas смогли заявить о себе в большом теннисе. Ранее в этой дисциплине господствовали Nike и Lacoste.
Прославленный боксер Мухаммед Али неизменно выходил на ринг в экипировке adidas. Когда Али завершил карьеру, он основал благотворительный фонд — и бренд поддержал его в этом начинании.
В последнее время компания проявляет активный интерес к индустрии киберспорта. Партнерские контракты с adidas подписывали команды Grow uP и Team Heretics. Первым индивидуальным игроком, заключившим аналогичный контракт, в 2019 году стал Тайлер Блевинс — он под псевдонимом Ninja делает стримы по игре Fortnite.
Впрочем, лица, не имеющие никакого отношения к спорту (ни к реальному, ни к виртуальному) тоже имеют шансы стать амбассадорами — это доказывает, в частности, пример суперпопулярной американской модели Кендалл Дженнер.
Если заглянуть в раздел «Коллаборации» на официальном сайте adidas в конце 2020 года, выяснится, что бренд разрабатывал свою продукцию вместе со следующими компаниями и знаменитостями:
Но это лишь малая доля громких имен, кому выпала честь сотрудничать с легендой спортивной моды. В 2003 году в рамках adidas Originals состоялась коллаборация с Йоджи Ямамото (после чего и был создан суббренд Y-3), а чуть позже — со Стеллой Маккартни, Мисси Эллиотт и Робби Уильямсом. В 2010-е годы к этой плеяде присоединились Pusha T, Канье Уэст, Рик Оуэнс и Раф Симонс.
Подробный перечень всех немецких производителей кроссовок опубликован в другом нашем материале. Чтобы прочитать его, пройдите по ссылке.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineshoes.ru
Москва,
ул. Льва Толстого, дом 23/7c3, п. 3, 1 эт.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineshoes.ru
Санкт-Петербург,
Лиговский проспект, д. 92Д