Мода и технологии меняются, а Puma вот уже свыше 70 лет остается одним из наиболее актуальных брендов спортивной индустрии, помогает ставить рекорды с кошачьей грацией. В последние годы компания активно развивается также в сегменте уличной моды. По результатам 2019 года ее выручка составила 5,5 млрд евро, а на предприятиях компании работает свыше 14 000 человек из разных стран.
Основал бренд немецкий бизнесмен Рудольф Дасслер. После Первой мировой войны его семья решила заняться производством обуви — причем не спортивной, а домашней и ортопедической. В 1924 году была официально зарегистрирована «Обувная фабрика братьев Дасслер». Рудольф проявил себя как коммуникабельный и активный продавец, а его родной брат Адольф — как уравновешенный и ответственный производитель.
Всего через год после основания их компания произвела первые в истории футбольные бутсы с шипами на подошве. Они сразу же стали бестселлером, наряду с гимнастическими тапочками — вторым наиболее востребованным товаром марки. Продажи шли так замечательно, что уже в 1926 году Дасслеры открыли фабрику, на которой 25 сотрудников выпускало в общей сложности по 100 пар обуви ежедневно. В 1928 году братья оформили патент на свои фирменные шипы.
С началом войны оба брата отправились на фронт, но Адольфа через год вернули на производство, чтобы выпускать специализированные ботинки для немецкой армии. Рудольф же остался воевать и попал в плен. Возможно, брат смог бы выручить его, воспользовавшись своими связями в военных кругах, но не сумел или не стал этого делать. В конце концов Рудольфа выпустили, и после возвращения к мирной жизни фабрику пришлось перезапускать практически с нуля. Дасслеров обязали направить в США контрибуцию в виде 1000 хоккейных коньков. Заплатили им за это не деньгами, а списанной амуницией американской армии. Изготавливать обувь пришлось из остатков этой амуниции, а сотрудникам зарплату поначалу выдавали товарами. Тем не менее, производство удалось восстановить.
С 1948 года, после смерти отца, каждый из братьев решил сфокусироваться на собственном предприятии. Сказалась та история на фронте. Адольф назвал свою компанию adidas (от Адольф Дасслер). Рудольф тоже сначала решил дать детищу свое имя и зарегистрировал бренд Ruda, а позже из-за нежелания следовать примеру брата бренд получил более экзотическое название Puma. В этом же году Puma выпустили свою первую пару обуви для футбола, Atom.
Увы, даже после раздела бизнеса отношения родственников не улучшились. Причем противостояние продолжили дети Дасслеров. Одним из наиболее показательных примеров их противостояния стал так называемый «пакт Пеле». Этот футболист был настолько колоссальной звездой, что любой бренд, заключивший с ним рекламный контракт, извлек бы из этого огромные преимущества. Армин Дасслер, сын Рудольфа, и Хорст Дасслер, сын Адольфа, договорились, что никто из них не будет связывать Пеле рекламным контрактом на Чемпионате мира по футболу 1970 года. Однако в один прекрасный момент, когда все телекамеры были прикованы к нему, великий спортсмен дал знак рефери, чтобы тот позволил ему завязать шнурки. Операторы взяли крупный план — и весь мир увидел, что Пеле обут в Puma.
О многочисленных конфликтах двух немецких брендов кроссовок пишут книги и снимают фильмы. Некоторого перемирия удалось достичь лишь в 2009 году, когда Puma и adidas провели между собой дружеский матч по футболу.
Рудольф Дасслер считал, что у талантливого спортсмена должно быть много общего с дикой кошкой: сила, скорость, ловкость, выносливость, а также грация и красота движений. На первоначальном варианте логотипа пума прыгала через букву D, как через кольцо в цирке. В различных модификациях это лого просуществовало до 1968 года — а потом букву убрали, но силуэт животного был все равно направлен горизонтально. Через два года направление движения хищника сменилось: она взвилась в прыжке, что придало логотипу страсть и динамичность. Автором этого запоминающегося силуэта стал известный немецкий карикатурист Лутц Бакес.
Название бренда добавилось к логотипу в 1975 году. В 1976 году силуэт дикой кошки пропал, и остались одни лишь буквы. Нельзя сказать, что это был удачный ход, так как лого существенно потеряло, пропала характерная динамика. Зверь вернулся на фирменные изделия в 1979 году и больше оттуда не пропадал.
Помимо хищника, визуальным символом бренда является графическая фигура, отдаленно напоминающая силуэт беговой дорожки или дугу, которая поднимается слева направо. Ее ненадолго включали в состав логотипа, но сейчас она является просто фирменным элементом отделки одежды, обуви и аксессуаров Puma.
Сегодня бренд кроссовок выпускает мужские, женские и детские коллекции (в том числе для малышей до 12 месяцев). Приоритетными спортивными дисциплинами для Puma являются:
Для людей высокого роста и крупного телосложения выпускаются отдельные коллекции. Для женщин предусмотрена очаровательная серия розовых кроссовок Pink Strong. Наряду с обувью для занятий спортом, в ассортимент бренда входят также сланцы и сандалии для комфортного отдыха.
Оглядываясь на долгую историю компании, надо отдать должное следующим моделям ее кроссовок:
При изготовлении продукции бренда применяется множество запатентованных технологий, благодаря которым одежда и особенно обувь Puma становятся невероятно удобными и практичными. Среди наиболее выдающихся разработок надо отметить в первую очередь следующие:
В 2018 году Puma переиздали кроссовки RS-Computer, изначально выпущенные в 1986. В ту модель был встроен модуль, который после подключения к компьютеру позволял узнать пройденное расстояние, количество сожженных калорий и затраченное время. В современную версию RS-Computer встроили чип, который позволяет собирать аналогичную информацию и передает ее на смартфон владельца по Bluetooth. Заряжаются эти кроссовки через USB. Обновленные RS-Computer выпустили лимитированным тиражом всего в 86 пар.
Puma регулярно сотрудничают как с именитыми спортсменами, так и со звездами шоу-бизнеса. Однако в XXI веке компания все увереннее тяготеет к уличному стилю, привлекая к созданию своей продукции музыкантов.
В 1973 году Puma выпустили кроссовки для баскетболиста Уолтера «Клайда» Фрейзера — Puma Clyde. Они оказались настолько удачными, что с тех пор неоднократно переиздавались и, похоже, никогда не выйдут из моды.
В 1985 году теннисист Борис Беккер принял участие в создании модели, названной в его честь. Ее «изюминкой» стал высокий верх, минимизирующий вероятность травм лодыжки. В 1998 году амбассадором компании стала еще одна представительница большого тенниса, Серена Уильямс.
В 1992 году бренд выступил спонсором Линфорда Кристи, взявшего золото в забеге на 100 м на барселонской Олимпиаде. На следующие Олимпийские игры спортсмен не просто надел кроссовки Puma, но еще и вставил в глаза кастомизированные контактные линзы с логотипом дикой кошки в прыжке — в прессе это предсказуемо спровоцировало информационный взрыв. Такого рекламного хода не совершал еще никто.
В 2009 году на Чемпионате мира по легкой атлетике в Берлине Усейн Болт установил мировой рекорд: он пробежал 100 м всего за 9,58 секунд — и во время забега на нем были кроссовки Puma. adidas тогда возмутились и заявили, что шипованная подошва может испортить покрытие беговой дорожки.
В 2014 году крупнейшая в истории Puma сделка была заключена с футбольным клубом «Арсенал» из Лондона. В 2015 году у бренда вышла модель бутс, вдохновленная фирменным ирокезом футболиста Марио Балотелли. В том же 2015 году глобальным амбассадором женской линейки Puma стала Рианна. Более того, певицу пригласили на должность креативного директора, чтобы она принимала самое непосредственное участие в разработке дизайна. Следствием этого стало рождение коллекции Fenty Puma by Rihanna.
В 2018 году глобальными амбассадорами бренда стали участники южнокорейского бойз-бэнда BTS. Тогда же после 20-летнего перерыва дизайнеры Puma вновь взялись за изготовление баскетбольных кроссовок, креативным директором отделения, ответственного за этот вид спорта, был назначен рэпер Jay-Z.
В 2019 году линейка Puma X SG была создана в коллаборации с певицей и актрисой Селеной Гомес.
О том, чтобы выпустить совместную коллекцию или хотя бы одну модель кроссовок с Puma, мечтают тысячи дизайнеров — а удается это лишь единицам. Среди наиболее удачных коллабораций за последние два десятка лет нужно упомянуть о премиальном переиздании кроссовок King и Easy Rider совместно с Jil Sander в 1998 году. В 2003 году началось сотрудничество Puma с японским джинсовым брендом Evisu: сначала была издана лимитированная коллекция обуви, потом за ней последовала линейка одежды и денима.
В 2004 году Puma начали работать с Филиппом Старком для создания элегантной минималистичной обуви для мужчин и женщин. В 2005 году еще одна любопытная серия стала результатом совместных трудов Puma и Alexander McQueen — на сей раз получилось нечто среднее между спортивной обувью и высокой модой.
В 2016 году вышла коллаборация с Diamond Supply Co., для работы были выбраны культовые модели Suede и Clyde. В 2018 году увидела свет забавная коллекция Puma x Hello Kitty в честь известного персонажа японской поп-культуры.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineshoes.ru
Москва,
ул. Льва Толстого, дом 23/7c3, п. 3, 1 эт.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineshoes.ru
Санкт-Петербург,
Лиговский проспект, д. 92Д