Каждый поклонник спорта или моды хоть раз слышал название кроссовок adidas Stan Smith, но не все в курсе их действительно примечательной истории. Простой минималистичный вид, сделавший adidas Stan Smith столь популярным, скрывает за собой сложную историю.
На первый взгляд, эти кроссовки — всего лишь ретро-обувь, которая в 1970-х годах приобрела известность благодаря теннису. Со временем они вышли из моды, но затем вернули себе славу благодаря коллаборациям adidas с музыкантом Фарреллом Уильямсом и дизайнером Рафом Симонсом в 2010 году. Реальная история Stan Smith начинается задолго до того, как теннисист Стэн Смит зашнуровал на своих ногах удобные кроссовки, получившие впоследствии его имя.
В начале 1960-х годов популярность тенниса начала расти неимоверными темпами. Многие спортивные бренды стали расширять свой ассортимент специализированной обувью для этой игры. Кроссовки из парусины доминировали на рынке спортивной обуви, но нагрузки в теннисе они не выдерживали и изнашивались слишком быстро. Жесткая поверхность корта и резкие движения игроков на игровом поле оказывали сильное давление на переднюю часть стопы, в конечном итоге канвас изнашивался. Естественно, это способствовало появлению дыр.
Проблема была очевидной, и логично, что на смену тряпичной обуви пришла кожаная. Хорст Дасслер, сын основателя adidas Ади Дасслера, увидел во внедрении в производство кожи возможность вывести немецкий бренд спортивной обуви на вершину теннисного мира.
Первые кроссовки adidas для тенниса появились в 1964 году. Их дизайн выделялся на фоне конкурентов. Изготовленные из кожаного верха и резиновой подошвы, теннисные кроссовки adidas быстро стали востребованы в среде профессионалов как лучшие специализированные кроссовки на рынке. Они выделялись благодаря своим поддерживающим стопу свойствам, высокому уровню комфорта и долговечности.
Репутация adidas росла, но у них по-прежнему не было теннисистов, подписавших контракт с брендом. Сейчас из называют амбассадорами. Такие спортсмены экипируются в форму определенного бренда и фактически рекламируют его продукцию на больших соревнованиях. Имея длинный список потенциальных клиентов, adidas начал формировать свой собственный пул игроков в теннис.
Одним из первых профессиональных теннисистов, получивших контракт с adidas, был француз Робер Айе. В то время он был одним из двух профессиональных теннисистов во Франции, что делало его идеальным кандидатом для демонстрации инновационного продукта adidas, как минимум в рамках своей страны. Айе на определенное время стал лицом теннисного направления adidas, а в 1965 году бренд решил в знак своей признательности подарить ему именную обувь. Так родились adidas Robert Haillet.
Теннисист носил свою фирменную обувь в каждом матче, пока не ушел из спорта в 1971 году. Когда Робер Айе завершил профессиональную карьеру, Дасслер и adidas стали скептически относиться к тому, что их популярная обувь названа в честь французского теннисиста на пенсии. Это не способствовало популяризации хита бренда среди молодых. adidas нуждался в новом лице для своих теннисных кроссовок, поэтому Хорст Дасслер обратился за советом к одному из самых влиятельных теннисных агентов в спорте, Дональду Деллу. Делл не стал долго ломать голову и предположил, что Стэн Смит станет идеальной заменой для adidas.
Сегодня имя Стэна Смита непременно ассоциируется с кроссовками, а не с его спортивным прошлым, хотя и на корте он добивался приличных результатов. Для фанатов, которые смотрели теннис в 1970-х, Стэн Смит был настоящей звездой.
Стэн успел наделать шума в мире тенниса еще в первые годы учебы в Университете Южной Калифорнии. С огромным ростом в 193 см Смит одним своим видом становился объектом разговоров в мире тенниса и на соревнованиях NCAA (Национальная ассоциация студенческого спорта). На студенческих турнирах парень доминировал как в одиночных, так и в парных состязаниях 1967-1968 гг. Этот успех на студенческом уровне позволил ему оформить статус профессионального спортсмена, и даже на взрослом уровне он продолжал выигрывать чемпионские титулы на протяжении двух десятилетий. Из всех его наград именно победа в одиночном разряде на Уимблдоне в 1971 году над Илие Нэстасе укрепила позицию Смита в статусе лучшего игрока мира.
Менеджеры adidas приняли предложение Дональда Делла и положили перед Смитом пятилетний спонсорский контракт. Теннисист должен был перезапустить линию adidas Haillet, а спортивный гигант обещал набить карманы Смита рекламными деньгами.
Но трансформация модели от adidas Haillet к adidas Stan Smith произошла не сразу. Стэн Смит на самом деле носил кроссовки под брендом Haillet в течение первых нескольких лет своей спонсорской сделки. Заметное изменение в дизайне произошло только в 1974 году, когда компания adidas разместила портрет Стэна Смита на язычке обуви. Как ни удивительно, но в те годы на лице теннисиста отсутствовали его фирменные усы, по которым мы легко идентифицируем его сегодня.
Но публика, увидев портрет Стэна Смита на обуви, названной в честь Робера Айе, стала откровенно смущаться. Поэтому в 1978 году компания adidas отказалась от названия Haillet и официально переименовала обувь в adidas Stan Smith.
Смит играл в adidas Stan Smith до конца своей карьеры, которая пришлась на время, когда профессиональный теннис стал неотъемлемой частью поп-культуры. Соперничество Бьорна Борга и Джона Макинроя было на первых полосах заголовков газет и журналов всего мира. Эта битва привлекала массу новых поклонников тенниса к игре и, что наиболее важно для производителей экипировки, к теннисной обуви.
Память об Айе быстро стерлась из умов поклонников тенниса, когда Смит стал единственным лицом силуэта adidas Stan Smith. Даже когда карьера Смита подошла к завершающему этапу, продажи adidas Stan Smith оставались стабильно высокими, что сводило на нет потенциальные опасения adidas в необходимости поиска новой звезды. Когда Смит все-таки ушел на пенсию в 1985 году, его имя продолжало оставаться элементом брендинга лучшей теннисной обуви adidas. В конечном итоге кроссовки стали популярны и востребованы за пределами тенниса.
Многие кроссовки 1970-х годов вышли из обихода ввиду внедрения новых технологий, но это не про Stan Smith. Их простой дизайн и однотонная цветовая гамма OG выдержали испытание временем, легко переступив за пределы теннисного корта в пространство уличного стиля. «Стэн смиты» стали культовыми.
Переход бренда от названия adidas Robert Haillet к adidas Stan Smith был важным и обязательным шагом в плане маркетинга. Это позволило удержать модель кроссовок на плаву. Для дальнейшего роста популярности им требовалось новое лицо, но если бы дизайн обуви был ужасен и провален, публика сразу отнеслась бы к силуэту с настороженностью.
Stan Smith — доказательство того, что настоящие инновации касаются не технологий, а дизайна. Публика видит силуэт обуви, а не спрятанные в них инновации. А adidas Stan Smith продолжают оказывать влияние на индустрию, так как модель навсегда вошли не только в историю спорта, но и в массовую культуру. Из раза в раз модель возрождается в формате релизов коллекций OG, Consortium или совместных проектов с Рафом Симонсом или Колином Фарреллом.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineshoes.ru
Москва,
ул. Льва Толстого, дом 23/7c3, п. 3, 1 эт.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineshoes.ru
Санкт-Петербург,
Лиговский проспект, д. 92Д