Чуть менее 50 лет назад кроссовки adidas Originals Superstar впервые появились на полках магазинов в США. С тех пор этот силуэт сначала стал фаворитом на баскетбольных площадках, а затем превратился в икону сразу нескольких субкультур как в Америке, так и по всему миру.
Модель Superstar, известная также под названием «ракушечные мыски» или «кроссовки с ракушками» из-за своего узнаваемого резинового мыса, сыграла одну из ключевых ролей в развитии современной уличной культуры. Сегодня «суперстары» бесспорно ассоциируются с миром моды и streetwear, но в 1969 году об этом еще никто не мог и подумать. Потому что кроссовки и без того отлично справлялись со своей непосредственной ролью: они были отличными кроссовками для игры в баскетбол.
В начале 1960-х годов менеджеры adidas поставили перед собой задачу расширить сферы влияния бренда и улучшить свои позиции на американском рынке. Они обратились за помощью к своему советнику в США Крису Северну. Северн посоветовал обратить внимание на набиравшую популярность игру в баскетбол. Баскетбольные кроссовки в США изготавливались без акцента на предотвращение травм, ввиду чего игроки регулярно повреждали колени или лодыжки во время тренировок и игр. В течение нескольких десятилетий на рынке баскетбольных кроссовок отсутствовали какие-либо существенные инновации в дизайне и технологиях. Для adidas это был сигнал, к которому стоило прислушаться.
Компания adidas впервые представила модель Superstar в 1969 году, как идеальные кроссовки для игры в баскетбол на паркете. Они были разработаны с целью произвести революцию в области производства баскетбольной обуви.
Предшественниками Superstar были adidas Supergrip, выпущенные где-то между 1964 и 1965 годами. Релиз Supergrip должен был произвести такой же фурор, какой позже произведут «суперстары», но публика и спортсмены их не приняли. Так что adidas Superstar — это вторая попытка немецкого бренда заявить о себе на рынке баскетбольных кроссовок.
Вскоре после глубокого анализа рынка adidas выпустил свои первые баскетбольные кроссовки с полностью кожаным верхом. Кожа давала игрокам гораздо более прочную фиксацию лодыжки, чем брезентовые Converse. Кожаный мысок и толстая резиновая подкладка в области пальцев защищала стопу игрока. При этом кожаная обувь на удивление была на 30% легче, чем существовавшие аналоги, и в значительной степени увеличивала уровень устойчивости. Кроссовки идеально подходили для игры в баскетбол.
adidas потребовался год, чтобы к 1973 году 75% профессиональных баскетболистов США поменяли свои Converse All Stars и Pro Keds на adidas Superstars. Их носили такие культовые игроки, как Карим Абдул-Джаббар, Джордж Гервин, Джордж Ирвин и Боб Верга.
К середине 1970-х adidas уже успешно обосновались на рынке баскетбольных кроссовок. Очень скоро другие бренды спортивной обуви внедрили аналогичные разработки в свои новые модели. К счастью для adidas силуэт «суперстаров» пользовался такой высокой популярностью, что естественным образом перекочевал с баскетбольного паркета на улицы городов. Во многом это произошло благодаря культурам хип-хопа и скейтбординга.
Взрыв популярности хип-хопа середины 80-х обозначил следующую главу в истории легендарных adidas Superstar. Знаковым событием стала публичная демонстрация кроссовок на ногах участников знаменитого рэп-коллектива Run DMC. Музыканты носили «суперстары» без шнурков с оттянутыми язычками и мелькали в них на улице, на концертах и даже на обложке альбома. Во время вручения премии Грэмми Джозеф Симмонс (Ран), Дэррил МакДэниелс (Ди-Эм-Си) и Джейсон Майзелл (Джем Мастер Джей) вышли на сцену одетыми и обутыми в adidas с ног до головы. Само собой в качестве обуви были выбраны adidas Superstar.
Однажды во время исполнения своего хита 1986 года под говорящим названием My adidas (негласный гимн кроссовкам немецкого бренда) участники группы обратились к публике: «Если на вас сейчас кроссовки adidas, покажите нам их!». После чего 40 000 преданных фанатов подняли свои Superstar в воздух. Для adidas это было настоящим шоком, и руководство компании быстрее захотело подписать договор о сотрудничестве с Run-DMC. Это был прецедент, когда спортивный бренд использовал музыку для продвижения своего продукта, и это была первая сделка, когда амбассадорами бренда стали хип-хоп музыканты. В одночасье adidas Superstar обрели статус не просто культовой модели спортивной обуви, но и маркетинговой находки, которая до сих пор приносит бренду огромные доходы.
90-е годы продолжили традицию тесного союза немецкого бренда adidas и хип-хоп сцены, но теперь к этому союзу добавилась культура скейтбординга. А роль негласных промоутеров adidas Superstar на уличной сцене примерили на себя рэперы из The Beastie Boys, которые надели кроссовки немецкой компании для съемок на обложку своего альбома 1992 года Check Your Head. Но затем внимание публики устремилось в сторону мира скейтбординга. Кейт Хуфнагель, Марк Гонсалес, Карим Кэмпбелл и Карлос Кеннер исполняли свои лучшие трюки, будучи обутыми в Superstar. Моментально эта традиция стала повсеместной в среде скейтбордистов.
Если 80-е и 90-е годы ознаменовались зарождением и развитием уличной моды и культа стильных кроссовок, то 2000-е года можно смело назвать периодом доминации streetwear, которая отмечается и сегодня. А Superstar продолжали вливаться в различные движения, субкультуры и сообщества, увеличивая количество своих поклонников.
Тогда же зародилась и культура коллекционеров кроссовок, а эксклюзивные и премиальные «суперстары» пользовались большим спросом и продавались на международном уровне по высоким ценам. В Токио, к примеру, особый статус adidas Superstar продвигал в народ «крестный отец» streetwear Хироши Фудзивара, дизайнер и основатель бренда Fragment Design. Так adidas стал завоевывать при помощи своей легендарной модели кроссовок японский рынок.
И чем сильнее становилось влияние Superstar на мир уличной моды, тем больше брендов и дизайнеров выходило с предложением к adidas сделать интересный продукт. 2000-е дали старт коллаборациям, задав тренд, продолжающийся и до сегодняшнего дня.
Первая коллаборация adidas со сторонними дизайнерами датируется 2003 годом. Случилось это благодаря все тому же Фудзиваре, который свел представителей бренда со своим протеже Ниго. Последний был основателем и идеологом собственной марки одежды BAPE (A Bathing Ape) и предложил adidas четыре гибридных версии Superstar. Диковинная линейка обуви получила название Super Ape Star и вызвала огромный резонанс во всем мире. Каждая из четырех расцветок была перепродана по удвоенной цене и дороже.
В 2005 году adidas отпраздновал 35-летие модели Superstar. Это событие ознаменовалось сотрудничеством немцев с целым рядом культовых музыкантов (Roc-a-Fella, Missy Elliot), дизайнеров и деятелей искусств (Disney, Andy Warhol и adicolor), что вылилось в создание линейки 35th Anniversary Edition. Серия состояла из пяти различных серий: Consortium, Expression, Music, City и Anniversary — всего 35 различных модификаций Superstar. 35 кроссовок за каждый год существования легендарной модели.
Особый успех имела серия Consortium, которая произвела фурор среди фанатов Superstar: семь ведущих мировых магазинов кроссовок получили возможность переделать силуэт 1969 года любым способом, которым они хотели. Еще в канун Нового 2004 года очереди людей, желающих заполучить эксклюзивные «суперстары», образовались возле лондонского Footpatrol, американского New York’s Union, японского Tokyo’s Neighbor и прочих.
В 2010-х годах появилось бесчисленное множество новых моделей и итераций adidas Superstar. Причем некоторые вариации были действительно дерзкими и в чем-то революционными, когда внедрялись технологии Slip-on, Primeknit, Boost, Lite и Clear. Среди брендов, поучаствовавших в совместных проектах с adidas, числятся: Mastermind, Neighborhood, Nigo, Atmos, Alife, CLOT, SNS, Palace, Afew, Porter, XLarge, Parra и даже Lego.
Но отдельно стоит выделить коллаборацию с музыкантом Фарреллом Уильямсом в 2015 году. Коллекция Superstar Supercolor штурмом взяла рынок кроссовок: 50 итераций «суперстаров» побило все мыслимые рекорды по продажам, такого успеха не достигал ни один релиз спортивной обуви.
Но несмотря на значительный перечень радикальных изменений в дизайне и громкие коллаборации с самыми известными деятелями мира моды и искусства, силуэт модели Superstar продолжает оставаться более или менее неизменным и узнаваемым. Эти кроссовки одинаково известны за свое спортивное прошлое, за влияние на хип-хоп индустрию, за культ в среде поклонников streetwear. Поэтому они всегда будут вне времени, так как имеют большое культурное значение для всей цивилизации.
В 2016 году adidas Superstar с высоты своего немалого возраста превзошли Jordan, Nike и даже родственные серии adidas Boost и NMD, став самой продаваемой обувью в США. Как в культурном отношении, так и по количеству продаж Superstar и спустя 50 лет после первого выпуска находятся в авангарде.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineshoes.ru
Москва,
ул. Льва Толстого, дом 23/7c3, п. 3, 1 эт.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineshoes.ru
Санкт-Петербург,
Лиговский проспект, д. 92Д