Силуэт профессиональных баскетбольных кроссовок уверенно вошел в гардероб среднестатистического поклонника стиля streetwear. Те же Jordan, например, можно спокойно носить на прогулку или учебу, так как их дизайн и технологии изготовления были адаптированы для бытовой обстановки. Но все-таки нельзя забывать об основном функционале обуви, прежде всего кроссовки для баскетбола созданы, чтобы игроку было в них максимально удобно, а визуальная составляющая должна быть на втором месте.
Национальная баскетбольная ассоциация США была сформирована в 1946 году. А первая профессиональная обувь для этого вида спорта появилась гораздо раньше, в 1917 году. Это были Converse Non-Skids с высоким верхом и вулканизированной каучуковой подошвой, обеспечивавшей отличное сцепление.
В 1936 году на Олимпиаде в Берлине спортсмены из многих стран играли в баскетбол в другой модели Converse, Chuck Taylor. Среди всех пар обуви для этой спортивной дисциплины «тейлоры» являются, пожалуй, наиболее культовой. В те времена они были доступны только в двух вариациях дизайна: черной и белой.
Первый конкурент у Converse появился лишь в 1969 году. Им стал adidas с кроссовками Superstar. В 1970-е именно эта модель доминировала на баскетбольных площадках. adidas первыми в истории подписали контракт со звездным баскетболистом ради продвижения своих кроссовок — в 1971 году на язычке Superstar появилось лицо Карима Абдула Джаббара.
Через два года у Puma вышла модель Clyde, названная в честь баскетболиста Уолта Фрейзера по прозвищу Клайд. У этих кроссовок был низкий верх и широкая подошва, а название модели проходило золотым шрифтом по бокам обуви.
Сегодня несомненным лидером в сегменте баскетбольных кроссовок является Nike. В 1970-е этот бренд уже успел заявить о себе, но оставался всего лишь «одним из многих». В 1973 году он выпустил модель Blazer, а в 1985 году произошла сенсация: в продажу поступили кроссовки Nike Air Jordan, разработанные специально для Майкла Джордана. Эта модель оказалась одной из наиболее удачных для своего производителя и одной из наиболее востребованных в рамках своей спортивной дисциплины за все времена. В 1980-е годы популярность баскетбола резко выросла, у этого вида спорта появилось много новых фанатов и спонсоров. Что же касается сотрудничества Nike и Майкла Джордана, то оно продолжилось даже после того, как спортсмен официально завершил карьеру. Итогом этого союза стало рождение бренда Jordan.
В 1985 году у Nike вышла еще одна знаковая модель, Air Force. С тех пор она никогда не выходила из моды, а в 2002 году рэпер Nelly даже посвятил ей песню.
В 1988 году на кроссовках Nike Air Jordan III впервые появился логотип Jumpman — силуэт спортсмена, который подпрыгивает, чтобы забросить мяч в корзину. В этом же году Майкл Джордан вышел на ежегодное соревнование NBA Slam Dunk именно в такой обуви.
Первое поколение профессиональной обуви для данного вида спорта можно было приобрести по цене 10-15$ за пару. Вплоть до середины 1980-х мало кто мог предположить, что уже к началу 1990-х кроссовки для баскетбола станут самым продаваемым сегментом спортивной обуви, и объем этой рыночной ниши вырастет до $7.6 млрд. В период с 1986 по 1990 годы рынок рос в среднем на 19% ежегодно.
В те времена 85% продаж в США приходилось на 5 брендов: Nike, Reebok, Converse, L.A. Gear и adidas. L.A. Gear в свое время переманили у adidas Карима Абдулла Джаббара — правда, уже к концу его карьеры. Этот бренд существует и по сей день, только за пределами родной страны о нем мало кто знает.
В 1990-е стабильным спросом пользовались две модели с технологией Nike Air: Foamposite и Shake Ndestrukt.
В 1996 году Reebok выпустили удачную модель Question с сетчатым язычком, замшевыми или жемчужными накладками и полупрозрачной подошвой. Эта пара стала логическим продолжением выпущенной в 1989 году Reebok Pump, которая прославилась благодаря усиленной поддержке лодыжки.
С наступлением XXI века баскетбольные кроссовки стали более легкими и высокотехнологичными. Nike выпустили линейку Hyperdunk и Shox BB4s, а в сотрудничестве с Леброном Джеймсом запустили Air Zoom Generation. adidas в 2010 году порадовали поклонников успешной моделью AdiZero, чей классический силуэт с высоким верхом напоминал Converse. Сами же Converse в 2019 году напомнили о себе с помощью модели All Star Pro BB, которую позиционировали как обновленную версию Non-Skid. Вероятно, в ближайшие годы Converse вернутся в сегмент обуви для баскетбола — тем более что теперь этот бренд является дочерним для Nike.
В наши дни баскетбольную обувь шьют из комбинации кожи и синтетической сетки. Сетка отвечает за вентиляцию стопы и гибкость, кожа отличается устойчивостью к повреждениям и длительным сроком службы. Впрочем, на рынке наблюдается тенденция постепенного отказа от кожи и ее замены синтетическими материалами, которые и легче, и прочнее натуральных аналогов.
Так как баскетболистам приходится часто прыгать, для них особенно важна защита и фиксация голеностопа. Соответственно, верх у кроссовок может быть:
Для баскетбольных кроссовок важна большая площадь подошвы — она гарантирует оптимальное торможение и трение. Лучшим рисунком для протектора считается узор «елочка» — он дает спортсмену устойчивость при поворотах и остановках. Для игры на улице подошва должна быть жесткой, а в крытом зале — мягкой.
Признанным лидером индустрии производства баскетбольных кроссовок считается бренд Nike. Для изготовления обуви компания применяет технологию амортизации Air Zoom, самую удачную из линейки Air. Внутри воздушной подушки толщиной 4 мм размещают полиуретановые нити, которые не позволяют газу перемещаться слишком быстро.
Технология FlightSpeed отвечает за комфортное приземление после прыжка, возвращая ноге максимум энергии.
Материал Flyknit, а затем и его преемник BattleKnit (разработанный специально для Леброна Джеймса) плотно и эластично обхватывает ступню, надежно сжимая и фиксируя ее.
Nike выпустили первые в истории профессиональные баскетбольные кроссовки с низким верхом, Kobe 4. Дело в том, что баскетболисту Коби Брайанту нравились беговые кроссовки, и он захотел поиграть в обуви такой же конструкции и схожим силуэтом. Но важно было сохранить функционал баскетбольной обуви.
По состоянию на конец 2020 года, кроссовки Jordan успели выйти уже в 35 разновидностях. Самую первую модель этой линейки в 1984 году разработал дизайнер Питер Мор. NBA сначала не признали эту обувь — по правилам ассоциации, кроссовки должны были быть как минимум на 51% белыми (сейчас это требование уже не актуально).
Оригинальная модель Air Jordan 1 свыше 10 раз выпускалась «в симбиозе» с Air Force 1. Над эксклюзивным дизайном Jordan в разные времена работали такие знаменитости, как Дрейк, Эминем, DJ Халед, Трэвис Скотт. Плюс у бренда проводились коллаборации с Off-White и Supreme.
adidas — главный конкурент Nike во всех сферах производства спортивной экипировки и одежды, само собой это касается и баскетбольной обуви. Немецкий бренд сумел предложить спортсменам анатомическую систему шнуровки, равномерно распределяющую давление по всему верху стопы. Благодаря двойным петлям такая система отличается повышенной прочностью и долговечностью.
Систему амортизации Boost изначально проектировали для беговых кроссовок, чтобы она возвращала спортсмену максимум энергии. Однако вскоре выяснилось, что такой подход востребован и в среде баскетболистов. Стандартным материалом для подошвы считается этиленвинилацетат (EVA). Однако Boost в три раза прочнее и долговечнее EVA, а также он обеспечивает игрокам больший комфорт.
Амортизация по технологии Bounce отлично гасит ударную нагрузку и высвобождает энергию при приземлении стопы на паркет. Boost оптимален для уличной игры, а Bounce — для крытых залов.
Помимо тех компаний, что уже упоминались, производством кроссовок для баскетбола занимаются следующие марки:
Надеемся, этот подробный обзор помог вам разобраться в особенностях кроссовок для игры в баскетбол. Помните, что именно правильно подобранная обувь минимизирует риск травм и помогает одерживать больше побед в любом виде спорта, в том числе и в баскетболе.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineshoes.ru
Москва,
ул. Льва Толстого, дом 23/7c3, п. 3, 1 эт.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineshoes.ru
Санкт-Петербург,
Лиговский проспект, д. 92Д