Специализированную обувь для игры в футбол называют бутсами. Их первый прообраз был создан в 1525 году для английского монарха Генриха VIII. Футбольные кроссовки оставались тяжелыми и неудобными вплоть до середины ХХ века, играть в них было очень травмоопасно.
Первой организацией, сформулировавшей требования к более безопасным и эргономичным бутсам, стала Английская футбольная ассоциация. Чтобы спортсмены реже ломали ноги и не наносили друг другу увечий, ассоциация обязала сапожников шить более легкие ботинки и оснащать их кожаными шипами.
От выбора материала для верхней части обуви зависит ее комфорт, износостойкость и долговечность. Чаще всего в продаже можно найти следующие варианты:
Для улучшения характеристик кроссовок производители часто комбинируют вышеперечисленные материалы. Стельку профессиональные футболисты заказывают по индивидуальной мерке.
Футбольные кроссовки для игры в зале называются футзалками. На их подошве нет шипов — она должна быть плоской, чтобы стопа оставалась как можно ближе к полу при поворотах и касаниях мяча, а риск травм лодыжки сводился к минимуму. Изготавливают такую подошву из ненаполненной резины, не оставляющей на полу следов. Рисунок протектора не настолько глубокий, как у беговых кроссовок, и выполнен в основном в виде елочки либо переплетенных треугольников под подушечкой стопы.
Для футзалок характерна низкая посадка, что придает спортсмену дополнительную устойчивость. Их верх обычно шьют из синтетики или тонкой кожи. Шнуровку прикрывают клапаном, чтобы не мешала. По искусственному полю или паркету мяч катится гораздо быстрее, чем по траве — соответственно, футболист тоже должен перемещаться быстрее.
Первые футбольные бутсы вышли у adidas в 1925 году и были оснащены обтянутыми кожей шипами. Через 50 лет в продажу поступила легендарная модель Samba с формованной многослойной резиновой подошвой. В 1954 году перед началом финального матча Чемпионата мира в Швейцарии, где должны были выступать сборные Германии и Венгрии, прошел сильный дождь. Футбольное поле превратилось в болото. adidas оказались подготовлены к такой ситуации и всего за час заменили съемные шипы на бутсах немецких спортсменов на более длинные. У венгров же не было настолько продвинутой обуви, поэтому они буквально тонули в грязи. В итоге победа на Чемпионате досталась немцам.
В 1956 году adidas первыми разработали полиамидную подошву для бутс. В 1962 году перед чилийским Чемпионатом мира компания представила еще одну значимую новинку: бутсы с подкладкой на щиколотке, боковыми держателями шнурков и задним язычком для обуви.
В 1974 году этот производитель вывел на рынок подошву с формованными шипами для футбольных ботинок, а еще через три года начал продавать бутсы с подошвой, выполненной из материалов с двумя различными плотностями. В 1979 году adidas порадовали футболистов бутсами Copa Mundial, разработанных с прицелом на Чемпионат мира 1982 года. Эта модель из мягчайшей кожи будет долго удерживать статус самой продаваемой в мире.
В 1994 году бренд произвел подлинную революцию благодаря футбольным кроссовкам Predator, в которые внедрил технологию Traxion. Благодаря этой инновации подошва обеспечивала такой же комфорт, как если бы была формованной, и такое же сцепление, как бутсы с шипами. Игра на поле стала более маневренной, а пасы более точными. В 2005 году в преддверии очередного Чемпионата мира в Германии вышла обновленная версия Predator Absolute с технологией Exchangeable PowerPulse.
В 2006 году благодаря инновации +F50 TUNIT спортсмены получили возможность кастомизировать свои бутсы, меняя их шипы, подошву и верх. В комплект к обуви вошло несколько модификаций всех этих элементов, что позволило легко приспосабливать кроссовки к любому типу покрытия и погодным условиям.
В 2007 году была запущена линейка adiPURE, где акцент был сделан на простоту, элегантность, натуральность и невероятно комфортную посадку.
В 2008 году бренд представил новинку F50. 8 TUNiT, характерными отличиями которой стали модульность, а также инновационный прозрачный элемент AllesKlar.
Первые футбольные бутсы бренда Nike получили лаконичное название The Nike и поступили в продажу в 1971 году. В них было некомфортно играть в холодную и сырую погоду, поэтому большого коммерческого успеха они не достигли.
В 1988 году компания выпустила усовершенствованную модель Air Strike для игры на траве. Их верх был изготовлен из кожи, а подошву оснастили системой Air Wedge.
В 1994 году Nike произвели сенсацию благодаря новинке Tiempo Premier. Она быстро стала классикой и позволила бренду громко заявить о себе в той спортивной дисциплине, которая ранее не была для него профильной. Чемпионат мира в том году проходил в США, и победила в нем Бразилия — при этом восемь из двадцати двух игроков бразильской сборной были обуты в Tiempo Premier.
В 1996 году Nike открыли новую фабрику по производству бутс в итальянской коммуне Монтебеллуна, которая имеет репутацию мировой столицы по ремонту обуви. Первыми кроссовками, изготовленными на этом предприятии, стали Air GX.
В 1998 году бренд удивил публику исключительно легкими бутсами Mercurial, чьим лицом стал Роналдо. Они позволяли игрокам развивать максимальную скорость и энергично двигаться с мячом.
В 2005 году модель Tiempo Premier была переиздана под названием Air Tiempo Legend. По сравнению с оригиналом она стала гораздо более легкой. Для ее продвижения был снят ролик «Роналдиньо. Золотое касание», который стал первым видео на YouTube, набравшим свыше миллиона просмотров.
Новинка 2010 года Elite Pack оказалась довольно классической в плане использованных технологий — зато ее оранжево-фиолетовая расцветка ярко выделялась на фоне зеленого газона. Это модель бутс стала одной из первых, где акцент был сделан на визуальную составляющую.
Целевой аудиторией модели Hypervenom 2013 года стали атакующие футболисты. В ее верхней части задействовали инновационную технологию NikeSkin. Полиуретановую нить сплели с мягкой эластичной сеткой так, что получилось подобие носка. Спортсмен ощущает мяч практически так же четко, как при игре босиком.
В 2014 году ассортимент бренда пополнился сразу двумя моделями, чей верх был выполнен по уже упоминавшейся выше технологии Flyknit: Magista и Mercurial Superfly. Первые были разработаны для плеймейкеров и оснащены динамичным носком. Вторые предназначались для максимально быстрых спортсменов. После выхода этих моделей Фил Вудмэн, дизайнер Nike, заявил, что бренд больше не выпускает бутсы для футболистов, играющих на разных позициях. Теперь ключевым ориентиром стал индивидуальный стиль игры.
В 2015 году в каталоге компании появилась обновленная версия одного из ее главных хитов, Hypervenom 2. Она унаследовала от Magista подвижный носок. За оптимальный контакт кроссовка со стопой отвечают динамические нити Flywire. Модель отличается «хищным» дизайном и контрастной палитрой, напоминающей о предупреждающем окрасе ядовитых животных в дикой природе.
Помимо Nike и adidas, лучшие бутсы в XXI веке выпускают Puma, Under Armour, New Balance, Umbro, Mizuno, Pantofola, Diadora, Lotto, Hummel, Asics, Concave, Joma, Stylo Matchmakers. У современных футбольных кроссовок шипы перестали быть округлыми, а их длина увеличилась. Теперь подошва «вгрызается» в грунт, гарантируя спортсменам устойчивость даже при самых резких движениях. Второй значимый тренд — это текстильная основа ботинка, которая делает гетры избыточными.
Главной же целью большинства производителей является уменьшение массы кроссовок. Nike удалось снизить вес пары бутс до 180 г благодаря карбоновой подошве. Puma превзошли этот рекорд, создав 150-граммовую пару. Однако делать подошву из одного только карбона, без примесей, нельзя, так как данный материал не выдерживает сильных ударов — а при изломе может даже поранить стопу. Так что в этом аспекте индустрию ждет еще много значимых открытий и изобретений.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineshoes.ru
Москва,
ул. Льва Толстого, дом 23/7c3, п. 3, 1 эт.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineshoes.ru
Санкт-Петербург,
Лиговский проспект, д. 92Д