Конец 90-х был золотым временем для футбола. Английская Премьер-лига начала расти и постепенно захватывать мировую футбольную аудиторию благодаря наплыву иностранных игроков, которые добавляли особого колорита типичному британскому футболу. А Серия А в те времена была похожа на регулярный просмотр матчей Лиги чемпионов — так много было звездных игроков в итальянском чемпионате. А каков был Чемпионат мира 1998 года? Неудивительно, что столь привлекательный период развития футбола привлек и производителей специализированной обуви. Лучшие игроки должны были играть в лучших бутсах. И именно в этот период появилась модель Nike Mercurial.
1997 год, на носу Чемпионат мира во Франции, а дизайнеры Nike в поте лица трудятся над созданием своего лучшего силуэта, чтобы в них блистали легенды футбола. Рабочее название этого дебютного проекта было Tiempo Ultra-Light. Никаким Mercurial Vapor еще не пахло. Изначально Nike решили, что они просто возьмут столь любимый силуэт Tiempo и создадут более легкую версию с упором на скорость. Представители американского бренда обратились к «Феномену», бразильцу Роналдиньо, чтобы тот протестировал этот новаторский продукт, прежде чем он будет выпущен для широкой публики.
Новые бутсы были разработаны с учетом скорости Роналдиньо. Идея заключалась в том, что если они подойдут для безумно талантливого и умелого Роналдиньо, то подойдут и для тех, кто захочет подражать своему кумиру в движении и финтах. А чтобы придать релизу уникальности, все-таки от названия Tiempo пришлось отойти. Выбор пал на удивительно красивую метафору, адресованную в большей степени к самому Роналдиньо — «ртутный», то есть всегда подвижный, находящийся в движении.
Подошва была примерно вдвое меньше Tiempo, что обеспечило более легкую конструкцию и более комфортные ощущения при использовании. Дебютная модель весила 250 граммов и отличалась передовым липким покрытием на верхней части, которое улучшало тактильные ощущении при касании мяча.
Первая версия, выпущенная для широкой публики, была представлена в традиционном черном цвете. Позже на фоне успеха модели Nike выпустили культовую серебристо-сине-желтую версию. Это та самая расцветка, которую использовал Роналдиньо на Чемпионате мира во Франции 1998 года.
После успешного дебюта своей первой модели Mercurial Nike продолжили работать над серией и представили в 1999 году Mercurial 2, снизив общий вес обуви на 10 граммов.
После успеха футбольных бутс модели Mercurial конца 90-х компания Nike продолжила развивать свою серию и представила в начале 2000 года продолжение — Nike Match Mercurial, вес которых достиг рекордных 230 граммов. Дизайн был основан на Mercurial OG/R9, но на этот раз предлагал более тонкий верх KNG-100. Вернулось липкое покрытие дебютной модели, но на этот раз оно было нанесено по всей поверхности обуви с целью обеспечения равномерного сцепления бутс с мячом.
Одним из самых важных дополнений стало внедрение подошвы Speedtrack, которая обеспечивала более высокие скоростные показатели по сравнению со своими предшественниками.
Чемпионат мира 2002 года тоже стал важной вехой в развитии серии Mercurial — появляется модель Mercurial Vapor I. Желание сделать свои бутсы еще более легкими стало идеей фикс для Nike. В этот раз им удалось добраться до отметки в 190 граммов. Такого резкого снижения веса удалось добиться за счет использования материала NikeSKIN.
Более тонкое покрытие обеспечило снижение давления со стопы, придание обуви естественной анатомической формы ноги, что создало эффект игры босиком. Именно в этих бутсах Роналдиньо завоевал долгожданный титул чемпиона мира.
Требования рынка заставляли Nike выпустить продолжение Mercurial Vapor. Но их успех и характеристики были столь бесподобными, что маркетологи и дизайнеры бренда не придумали ничего другого, как просто немного изменить внешний вид футбольных бутс, оставив при этом все технические особенности в прежнем состоянии. Небольшие изменения в Vapor II включали более высокий язычок на пятке, дополнительную амортизацию и более прочный материал верха, что привело к более удобной посадке в целом.
Но другой особенностью модели стал тот факт, что на Чемпионате Европы 2004 года их примерил тезка легендарного бразильского нападающего — португальский вундеркинд, которого в России принято называть Криштиану Роналду.
Если adidas к чемпионатам мира готовил новые мячи, то Nike в противовес представлял продолжение серии Mercurial. На этот раз Vapor III. Модель обладала верхней частью из микрофибры Teijin, адаптивной форме стопы. Материал верха был плотнее, а сами бутсы стали немного шире.
В подошве все также присутствовала карбоновая вставка, чтобы сделать ее более жесткой и стабильной. Плюс впервые за несколько лет вес Nike Mercurial не уменьшился, а наоборот увеличился по сравнению с предыдущей версией — 196 граммов.
В 2007 году по случаю юбилея модели вышла лимитированная версия Mercurial Vapor, став гибридом современных технологий и оригинального дизайна 1997 года.
Дизайнер Марк Паркер после утверждения на посту генерального директора Nike обратил свой взор не только на кроссовки бренда, но и на футбольные бутсы. Он захотел разительной эволюции старого-доброго силуэта Mercurial, который уже успел отпраздновать 10-летие. Итогом стал выход модели Vapor SL.
Бутсы были сделаны из углеродного волокна, которое по сей день остается ключевым компонентом дизайна бутс Nike. Вес составил 185 граммов. Революционным оказался не только дизайн, но и все составляющие обуви. Кожаный верх был изготовлен в Италии, пластиковый каркас в Германии, а подошва в Южной Корее. Всего было выпущено 2508 пар таких бутс, а в одних из них Криштиану Роналду завоевал главный трофей Лиги чемпионов 2008 года.
Бутсы имели много общего с моделью SL, но верхняя часть была изготовлена из материала Teijin, налегающего поверх шнурков, чтобы обеспечить монолитную поверхность для повышенной точности ударов и одновременно для придания аэродинамического вида. Отличие модели IV от IV SL — это наличие пластины из углеродного волокна в подошве SL.
С распространением технологии Flywire компания Nike смогла представить еще более легкие бутсы — Superfly, вес которых составил 185 граммов. Но другой примечательной особенностью модели стало внедрение семислойной карбоновой подошвы для максимальной упругости и гибкости обуви.
В том же 2009 году была представлена модель Vapor V, ставшая чуть ли не в буквальном виде повторением Vapor IV. Единственной деталью, отличавшей одни бутсы от других, стало появление технологии Flywire.
Суперлегкие футбольные бутсы в 2010 году к Чемпионату мира в Африке стали действительно прогрессивными и уникальными. Добиться этого удалось благодаря внедрению технологии Nike SENSE. Это «умные» шипы, которые удлинялись или укорачивались в зависимости от степени давления на них. Такая инновация гарантировала лучшее сцепление с поверхностью поля и улучшенную стабильность ног при перемещении.
В 2010 году последовало обновление и серии Vapor. Шестая модель линейки обзавелась подошвой из стекловолокна премиум-класса. На этом разительные изменения исчерпываются.
Модель Superfly III к 2011 году требовала дополнительного обновления в области стабильного сцепления с газоном. Доработан дизайн в области носка, чтобы снизить вероятность потерять равновесие или подвернуть ногу. А общий внешний вид доработан не только для большей стабильности передвижения, но и для максимизации скорости при смене направления.
Vapor VII того же года приобрели более мягкий верхний материал изготовления, что сказалось на увеличении веса. Грузные бутсы моментально уступили на рынке конкурентам, поэтому было принято решение в срочном порядке дорабатывать неудавшуюся модель серии.
Впервые за долгое время Nike уделил больше внимания серии Vapor, нежели Superfly. Выход в 2012 году Vapor III ознаменовал проделанную работу над ошибками. Vapor VIII получили гибкую подошву из двойного стекловолокна и обновленную конфигурацию шипов для более эффективного проникновения их в грунт. Неудавшаяся в предыдущей версии идея сделать поверхность обуви более мягкой наконец-то приобрела законченный и правильный вид (благодаря внедрению замшевой вставки), который пришелся по вкусу всем игрокам, предпочитающим повозиться с мячом. Вес остался на прежнем уровне — 185 граммов.
В 2013 году появляется 9-ое поколение серии Vapor. К текстуре верха добавляет своеобразный эффект ямочки, гарантируя лучшее сцепление ноги и мяча. Новая модель также оснащена функцией функцией ACC (All Conditions Control) для игры в любую погоду.
Завершили Nike юбилейный 15-й год модели футбольных бутс Mercurial выпуском лимитированной серии Mercurial Edition.
Чемпионат мира 2014 года ознаменовал возвращение серии Superfly. Теперь бутсы обрели верх из материала Flyknit, колодку с Dynamic Fit и стабилизацию Brio, которая плотно фиксирует стопу. Подошва оснащена пластиной из углеродного волокна по всей длине обуви. В районе пятки увеличено количество шипов для лучшей устойчивости и сцепления.
А Vapor X перемахнули через отметку в 180 граммов и зафиксировали свой вес в районе 175 граммов. Этого удалось достичь благодаря цельной конструкции верхней части бутс и внедрению подошвы из сжатого нейлона.
Superfly V стали лишь доработанной версией Superfly IV. За счет использования новой анатомической пластины был исправлен зазор под стопой. Но вот вес бутс оставлял желать лучшего — 191 грамм.
Зато серия Vapor стала постепенно вырываться в лидеры после серии неудачных релизов. Модель Vapor XI обрела тонкий торсионный верх с синтетическими вставками для лучшего контроля мяча. Сюда же перекочевала новая анатомическая подошва Superfly. А вес достиг нереальной отметки — 167 граммов.
Удивительно, но в 2018 году к Чемпионату мира по футболу в России Nike почти поставили знак равно между моделями Superfly и Vapor. Новые вариации были визуально идентичны, отличалась только колодка обуви.
При этом Vapor 360 были ориентированы на скорость, а Superfly на контакт с мячом. Структура трикотажного верха немного изменилась, чтобы снизить жесткость материала. Комфорта добавило внедрение всепогодной технологии ACC, предотвращающей пористость обуви. Новая подошва Aerotrak обеспечивала больше стабильности и была намеренно минималистичной, что позволило снизить общий вес до 200 граммов. Хотя этот вес для серии уже выглядит крайне большим.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineshoes.ru
Москва,
ул. Льва Толстого, дом 23/7c3, п. 3, 1 эт.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–20:00
Электронная почта:
mail@fineshoes.ru
Санкт-Петербург,
ул. Миргородская, д. 20