В России есть город, который называется Сланцы. Там располагается завод «Полимер». Когда это предприятие выпустило первую пару шлепанцев, производитель обуви указал на их подошве наименование того населенного пункта, в котором они были изготовлены. Потребители решили, что этим термином надо называть саму обувь — и название прижилось в народе.
Более корректно было бы называть сланцы вьетнамками, потому что такой тип обуви распространен в первую очередь в азиатском регионе. По традиции, ее тонкую подошву выполняли из резины, задник у нее был открыт, а между большим и соседним пальцем проходил ремешок в форме буквы Y.
К категории вьетнамок не относятся шлепанцы, у которых отсутствует перемычка между пальцами. Обувь может держаться на ноге за счет широкой лямки, проходящей по всем мысу ноги над верхней частью стопы. Также вьетнамками не следует называть обувь с плотной либо двухслойной подошвой.
В английском языке широкое распространение получил термин «флип-флопы» — шлепанцы прозвали так за звук, который они издают при ходьбе.
Прототип современной обуви существовал сразу у нескольких древних цивилизаций. Египтяне за 1500 лет до нашей эры шили шлепанцы из пальмовых листьев и папируса. На других африканских территориях для изготовления сланцев задействовали сыромятную кожу, в Японии и Китае — рисовую солому, в Индии — древесину.
На Ближнем Востоке шлепанцы шили из мягких тканей и носили не на улице, а дома. Сначала комфорт этих тапочек оценили невольницы в гаремах, а потом такой фасон обуви переняли у них султаны. До Европы сланцы добрались только в Средние Века и сначала тоже воспринимались как домашние тапочки. С годами их усовершенствовали так, чтобы сланцы стали пригодны в том числе и для ношения на улице.
Создавать сланцы из синтетических материалов первыми научились японцы. В истории сохранились свидетельства тому, что в середине ХХ века в Японии побывал предприниматель из Новой Зеландии, которого звали Морриа Йок. Сланцы произвели на него настолько сильное впечатление, что по возвращении домой он в 1957 году вместе со своим сыном открыл производство аналогичной обуви. Именно благодаря семейству Йок сланцы добрались до Европы. А в Новой Зеландии 2 декабря ежегодно отмечают Национальный день шлепанцев.
Американцы же позаимствовали сланцы у корейцев. После завершения Корейской войны вся Калифорния переобулась в яркие, прочные и удобные шлепанцы. Такая обувь замечательно вписалась в поп-культуру и быстро вышла за пределы пляжей.
В 2005 году женская команда по лакроссу Университета Нортвестерн прибыла в Белый Дом США в флип-флопах — а затем продала их на eBay по $1653 за пару, чтобы собрать средства на лечение онкологического больного. Это вызвало неоднозначную реакцию в обществе — и окончательно закрепило за сланцами статус неотъемлемой части современной западной культуры. В 2011 году Барак Обама стал первым президентом США, который официально сфотографировался в сланцах (это произошло во время его пребывания на Гавайях).
Среди знаменитых сторонников сланцев следует упомянуть также и Далай-Ламу. Духовный лидер Тибета путешествует в такой обуви по всему миру и носит ее на встречи самого высокого уровня, в том числе с главами государств.
Подошва сланцев может быть как ровной, так и рифленой. Чаще всего ее выполняют из резины либо полиуретана. Для пляжа оптимальны шлепанцы с дышащей нескользящей подошвой. Для повседневного ношения можно выбрать модель с ортопедической или массажной стелькой. Для изготовления верхней части задействуют замшу, кожу, пластик, каучук, текстиль. Многие производители создают новую обувь из своей же собственной переработанной и призывают покупателей сдавать им ношеные сланцы в обмен на скидку или прочие бонусы.
Для городской среды оптимальны сланцы на подошве из пробки либо бамбука, у которых по мысу ноги проходит широкая сплошная перемычка. Наиболее прагматичным выбором для верха в таком случае станет ткань, замша, кожа либо сочетание этих материалов.
В международном масштабе наибольшей известностью пользуются сланцы бразильского бренда Havaianas, который принадлежит компании Alpargatas. Они поступили в продажу в 1962 году и стали настолько популярными, что в испанском языке «хаваянами» начали называть любые шлепанцы в принципе. Однако прототипом для них послужила вовсе не традиционная гавайская обувь, а японские сандалии зори, чью подошву украшают узором из зерен риса.
В то время как Havaianas ассоциируются прежде всего со шлепанцами для пляжа, одним из главных брендов в сегменте повседневных сланцев является немецкий Birkenstock с ортопедической стелькой и характерной парой ремешков. Любители экологичной обуви с удовольствием приобретают сланцы PaperFlops, которые производят из каучука, волокон пальмового дерева, кокосовой скорлупы и даже старых газет. Прочность таким сланцам придает пропитка из влагозащитного лака.
Очень качественные и при этом доступные по стоимости сланцы можно найти в ассортименте adidas, Diesel, Lacoste, Roxy, Quicksilver, Vans. Модели более высокой ценовой категории и с более изощренным дизайном можно поискать у Kenzo, Missoni, Moschino, Stella McCartney, Vivienne Westwood.
Однако помимо известных брендов, такую обувь производят во множестве маленьких, иногда безымянных мастерских. Поэтому подсчитать объем ежегодных продаж сланцев по всему миру практически невозможно. В 2009 году американская компания Flip Flop Shops оценивала ориентировочный объем этого сегмента рынка в $20 миллиардов. В 2006 году сланцы якобы впервые превзошли кроссовки по объемам продаж. Такая статистика кажется вполне правдоподобной с учетом того, что сланцы стоят намного дешевле беговой обуви — а продают их в том числе в вендинговых автоматах, установленных в аэропортах и прочих центрах притяжения туристов.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineshoes.ru
Москва,
ул. Льва Толстого, дом 23/7c3, п. 3, 1 эт.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–19:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineshoes.ru
Санкт-Петербург,
ул. Миргородская, д. 20