small logo
Москва:

Режим работы:
пн-пт:
11:00—21:00
сб-вс и праздники: 11:00—21:00

Электронная почта:
mail@fineshoes.ru


119034, г. Москва,
ул. Льва Толстого, дом 23/7c3, п. 3, 1 эт.
К контактам
Петербург:

Режим работы:
пн-пт:
11:00—21:00
сб-вс и праздники: 11:00—19:00

Электронная почта:
mail@fineshoes.ru


191119, г. Санкт-Петербург,
ул. Лиговский проспект, д. 92Д
К контактам

История обувного короля Томаша Бати

Поделиться
Время чтения: 10 минут

Томаш Батя (Tomáš Baťa) смог стать не только самым известным чешским предпринимателем — в начале 1930-х годов он был одним из крупнейших бизнесменов Европы, причём бизнес вёл инновационными методами и славился заботой о своих работниках (например, строил для них жильё). В этой статье мы подробно расскажем о жизни Томаша Бати, а также о его заслугах и любопытных нововведениях.

Детство и юность

Томаш Батя родился в 1876 году в городе Злин, который в те времена относился к Австро-Венгрии, а ныне располагается на территории Чехии. Члены семьи Томаша занимались обувным делом ещё задолго до этого — как минимум с XVII века. Сам Томаш с раннего детства начал изучать ремесло обувщика, и освоил его уже к 12 годам. В 1891 году он некоторое время работал в Вене, но потерпел неудачу и вернулся к своему отцу. Активно разъезжая по стране, Томаш добывал заказы для мастерской, однако вскоре решил реализовать свою мечту и убедил старшего брата Антонина и старшую сестру Анну основать собственное обувное производство.

Томаш Батя
Основатель обувной компании Bata Томаш Батя

Начало бизнеса

Новая фирма была зарегистрирована 21 сентября 1894 года под названием T. A. Bata Shoe Company, а стартовым капиталом для неё послужило наследство матери Томаша (по одним данным, 800 гульденов, по другим — 600). Поначалу Антонин, Томаш и Анна наняли 10 работников, но затем их число увеличилось до 50. Однако дела у фирмы шли плохо — уже в 1895 году она оказалась неспособной обслуживать кредиты и должна была обанкротиться. Удивительно, но благодаря фантастическим усилиям Томаша, выполнявшего самую разную работу с утра до ночи, банкротства всё-таки удалось избежать.

Поначалу фирма Бати специализировалась на войлочной обуви, но в 1897 году Томаш выпустил модель туфель, бывшую для того времени необычной. Большая часть новых полуботинок делалась из парусины, и только их мыски были кожаными. Это позволило продавать новинку по значительно более низкой цене, чем кожаную обувь — и вскоре принесло впечатляющий успех на рынке, так как спрос на «батевки» (а назвали новые туфли именно так) был огромен. Не исключено, что популярность они завоевали благодаря не только низкой цене, но и лёгкости.

Туфли Томаша Бати
Туфли из парусины с кожаным носком — «батевки»

Расширение и совершенствование производства

В 1900 году предприятие Томаша Бати переехало в новое большое помещение, где установили современное для тех времён оборудование, работавшее с помощью паровых двигателей (впрочем, подобные машины Батя начал использовать ещё в 1897-1899 годах). Количество работников выросло до 120 человек. Стоит особо подчеркнуть, что лишь с этих пор у Бати появилась полностью своя фабрика — до этого помещения арендовались. Ещё одним позитивным событием стало открытие в 1903 году собственной слесарной мастерской.

В 1905 году Томаш побывал на нескольких фабриках США, Германии и Великобритании и по возвращении домой модернизировал своё собственное производство, а заодно и заказал самое новое американское оборудование, которое значительно увеличило производительность труда. В том же 1905 году компания Bata смогла выйти на первое место среди европейских предприятий по объёму выпуска обуви (тогда он составлял 2200 пар в день). Четырьмя годами позже фирма приступила к экспорту своих туфель в Германию, а также запустила собственную типографию.

Рекламный постер Bata
Мужские туфли дерби на рекламном постере Bata
Рекламный постер Bata
Женские туфли лодочки на рекламном постере Bata
Рекламный постер Bata
Детские туфли дерби на рекламном постере Bata

К 1912 году число сотрудников на фабриках Бати выросло до 600 человек, и ещё несколько сотен обувщиков работали на дому (впрочем, по другим данным, в 1914 году работников было меньше — около 400). Капитал фирмы по состоянию на 1914 год составлял 2,7 миллиона крон (в то время ещё австро-венгерских, не чешских). После смерти Антонина Бати в 1908 году всё управление предприятием сосредоточилось в руках Томаша, так как его сестра Анна вышла из бизнеса ещё раньше, в 1898 году.

После наступления Первой мировой войны Батя смог извлечь максимальную пользу для своего бизнеса: он отправился в Вену и добился огромных заказов на выпуск обуви для австрийской армии. Количество нанятых Батей рабочих на фабриках увеличилось до пяти тысяч человек (по другим данным — до четырёх), а объём выпуска обуви к 1917 году достиг 2 миллионов пар в год.

Стоит особо отметить, что в период Первой мировой войны компания Бати выпускала не только сапоги для солдат, но и обувь для крестьян — нечто вроде сабо, на деревянной подошве и с верхом из обрезков, оставшихся от производства солдатской обуви.

Когда война окончилась, предприятие Бати начало выпуск более благородной на вид обуви — как для женщин, так и для мужчин. В отличие от батёвок, многие модели тех лет были сделаны полностью из кожи или из кожи и замши. С другой стороны, Bata выпускала и очень доступную обувь — так, из-за падения покупательной способности населения в 1922 году цены были снижены в два раза. Это смелое решение хорошенько встряхнуло всю чехословацкую обувную промышленность, но в конечном счёте способствовало росту производства и прибыли.

Вскоре у Бати появились фабрики за пределами Чехословакии (одного из государств, образовавшихся после распада Австро-Венгрии). Так, открылось производство в Польше, Югославии, Индии, Франции, Дании, Нидерландах, Великобритании и США. Каждая новая фабрика была автономной и концентировалась на потребностях локального рынка. Она могла принимать свои решения относительно дизайна обуви и способов её продаж и продвижения. Это помогало максимизировать прибыль. Кроме того, плюс такой схемы был в том, что удавалось избежать таможенных пошлин, которые начали активно вводиться с 1929 года.

Фабрика Bata в Югославии
Фабрика Bata в Югославии  

В 1927 году на фабриках Бати появились конвейерные ленты, спроектированные самой компанией. Говорят, что на эту идею Батю натолкнула организация автомобильного производства у Генри Форда. Объёмы производства всё росли, и уже в следующем году на долю Bata приходились 55% чехословацкого обувного экспорта, а число сотрудников компании перешагнуло отметку в 13 тысяч человек. К 1931 году работников уже было 29500, причём только в одной Чехословакии.

Социальная ответственность

Томаш Батя считал, что бизнесмен должен заботиться о своих работниках — в том числе и потому, что это в конечном счёте входит в его собственные интересы, не говоря уже об интересах общества, в котором он живёт.

Руководствуясь таким принципом, Батя с 1912 года по своей инициативе стал строить жильё для рабочих, а также школы и детские сады для их детей. Со временем в жилых комплексах появились и госпитали, библиотеки, места для отдыха, сады. Кроме того, уже в 1910 году на фабрике открылась большая столовая, а позднее была создана специальная школа для будущих менеджеров. 18 ноября 1918 года был введён 8-часовой рабочий день.

Дома работников Baťa
Дома, которые построил для своих сотрудников Томаш Батя 

В 1921 году в комплексе построенных Bata зданий начал работу бесплатный кинотеатр для работников, а в 1924 году — спортивный клуб. В те же 20-е годы была запущена схема участия сотрудников компании в разделе прибыли, а для мастерских было введено самоуправление. Стратегией Томаша Бати являлось, как он сам говорил, превращение рабочих в капиталистов.

В своём родном городе Злин Батя стал очень популярным человеком. В 1923 году он даже был избран в качестве мэра, а спустя два года после избрания инициировал реформу образования. В 1927 году Батя представил концепцию развития Злина как города-парка, и в том же году в Злине был построен госпиталь Bata. Три года спустя были открыты музей обуви и зоопарк. За время пребывания Бати на посту мэра численность населения Злина выросла с 5300 до 26500 человек.

Новые сферы деятельности

Стремясь построить как можно более эффективную и прибыльную компанию, Томаш Батя развивал новые направления бизнеса. В 1903 году, как мы уже отметили, была открыта слесарная мастерская, в 1909 — типография, а в 1915 году у Bata появились собственные дубильня и электростанция. С 1917 года стала активно развиваться сеть фирменных магазинов и, кроме того, было открыто собственное сельскохозяйственное производство. В следующем году был запущен кирпичный завод, а также начала выпускаться собственная газета. В 1919 году открылись банк и лесопильный завод, а с 1923 года при фирменных магазинах стали появляться обувные мастерские.

1924 год был отмечен началом новых предприятий — на этот раз в сфере железнодорожного транспорта, авиатранспорта, машиностроения, а также обработки резины. Потом настала очередь архитектуры, химических предприятий, выпуска книг, обработки бумаги. Была построена и физико-техническая лаборатория, а через несколько лет после неё — лаборатория химическая. В 1931 году Bata начала заниматься текстильным производством, а в 1932-м — выпуском автомобильных шин, угольными шахтами, морским транспортом и к тому же управлением собственным отелем.

Кроме того, стоит упомянуть ещё один любопытный факт: компания Бати стала первой в мире регулярно использовать отдельный самолёт для своих нужд, причём для перевозки не только топ-менеджмента, но и рядовых высококвалифицированных сотрудников — в те места, где требовалась их помощь.

Самолеты Bata
Аэродром компании Bata   

Смерть Томаша Бати

12 июля 1932 года Томаш Батя погиб в авиакатастрофе. Самолет, отправлявшийся в Швейцарию, где у Бати тоже были бизнес-интересы (строилась фабрика), не смог корректно взлететь из-за сильного тумана.

Смерть Томаша Бати
Останки самолета, на котором летел Томаш Батя 

После этого печального события управление компанией перешло в руки Яна Бати — сводного младшего брата Томаша.

В сравнение добавлено максимальное кол-во товаров
Фильтр
Наверх