В мире есть несколько так называемых обувных школ — или своего рода философий производства обуви. Английская школа — одна из самых известных, и некоторые мужчины отдают ей безоговорочное предпочтение, полагая, что она является лучшей в мире. Разумеется, встречаются и люди, придерживающиеся иных взглядов, но в этой статье мы сконцентрируемся в большей степени на характерных особенностях английской обувной школы, нежели на обзоре мнений о ней.
Немного истории
Достаточно долгое время классические английские костюмы и ботинки служили образцами для портных и обувщиков остальных стран мира.
Как пишет Бернхард Ретцель, «до Первой мировой войны только англичане устанавливали основные стандарты мужской обуви для всего мира, равно как и мужская одежда, за исключением лёгких местных вариаций, ориентировалась на английские крой и силуэт».
Любопытно, что даже российские императоры шили одежду у английских портных.
Во второй половине XX века, однако, англичане стали сдавать свои позиции итальянцам. Благодаря успешному маркетингу и многообразию экспериментов с дизайном и кроем итальянцы получили превосходство над англичанами в сфере одежды и обуви, хотя и не одержали над ними разгромную победу, потому что у английских вещей до сих пор остаётся немало почитателей, и даже в продукции ряда итальянских фирм очень хорошо ощущаются английские веяния.
Кроме того, стоит отметить, что особенности английской обувной школы успешно переняли обувщики некоторых других стран — не только Италии. Так, туфли, очень напоминающие английские, можно найти в ассортименте некоторых испанских, португальских и венгерских обувщиков.
В целом, как пишет Майкл Антон, любителю английской обуви «искать следует не обувь английского происхождения, а обувь в английском стиле». Кроме того, он же отмечает, что «хотя классические модели и изобрели англичане, хорошо сшитой и стильной бывает не только английская обувь».Очень достойными конкурентами англичан являются некоторые испанские марки, выпускающие обувь в аналогичном стиле — и среди них необходимо упомянуть Berwick, Yanko и Carmina.


В России, к сожалению, пока больше любят итальянскую обувь, нежели английскую, однако в других странах мира ситуация зачастую выглядит по-другому: предприниматели, топ-менеджеры, юристы и политики очень часто отдают предпочтение туфлям в английском стиле, потому что они выглядят солидно, сдержанно и довольно нейтрально — в том смысле, что не провоцируют зрителей на обсуждения, и ни у кого не вызывают раздражение. Стоит особо подчеркнуть, что такая нейтральность запросто может сочетаться с элегантностью.
Характерные черты английского стиля в обуви
Типичные классические английские туфли и ботинки создаются в конструкции Goodyear Welted. В случае с Bespoke обувью оба шва, характерные для этой конструкции, выполняются вручную, а в случае с Ready-to-wear (готовой обувью) — на специальных машинах. Здесь есть любопытное отличие от итальянцев: несмотря на то, что последние предпочитают конструкцию Blake, они иногда производят и туфли с рантом, причём в ассортименте нескольких итальянских компаний есть готовая рантовая обувь практически полностью ручной работы.

Носы у английских туфель, как правило, закруглённые, умеренно просторные, не слишком широкие и не слишком узкие. Разумеется, из любого правила есть исключения — скажем, Jeffery-West предлагает порой очень остроносые ботинки — однако в целом английские производители отдают предпочтение элегантным, лаконичным и сдержанным силуэтам. Итальянцы и французы, напротив, любят более броскую по очертаниям обувь, зачастую с сильно зауженными и удлинёнными мысами. Венгры и австрийцы порой уходят в другую крайность, выпуская широкие, громоздкие туфли с очень массивными и высокими носами. Будапештеры здесь являются очень характерным примером.

Кроме того, английская обувь обычно однотонная. Обувщики из Англии предпочитают шить туфли и ботинки из гладкой телячьей кожи, окрашенной на дубильне, хотя используют и зернистую кожу и замшу (обычно тоже уже окрашенные на дубильнях). Безусловно, встречаются и исключения — например, некоторые модели Crockett & Jones и Edward Green окрашиваются вручную, а сырьём для них служит кожа crust, которая изначально очень светлая, и окраску на дубильне не проходила. Однако итальянцы и французы используют crust гораздо активнее — порой даже для изготовления чёрной обуви! Кроме того, они гораздо чаще англичан украшают свои туфли и ботинки патиной, причём порой очень живописной. Однотонной обуви в ассортименте итальянских и французских обувщиков не так много, как у английских, а вот венгры и австрийцы здесь ближе к англичанам.
Стоит добавить, что если замшу английские производители обуви предпочитают закупать у себя на родине (на дубильне Charles F. Stead), то гладкую и зернистую кожу они обычно приобретают в континентальной Европе — у Annonay, Weinheimer Leder, Du Puy, Haas и некоторых других дубилен. Кордован закупают у американцев Horween (Crockett & Jones, Cleverley) и итальянцев Comipel (Tricker's). Резиновые подошвы обычно приобретаются у местных британских марок (Commando, Dainite, Ridgeway), но иногда и у итальянского бренда Vibram и других компаний. Кожаные подошвы поставляют английская дубильня J&FJ Baker, немецкая дубильня J.Rendenbach, а также менее известные производители из других стран.
Чем хороша обувь в английском стиле?
Сдержанностью и элегантностью. Её нельзя назвать броской, вычурной или эксцентричной — и при этом она выглядит стильно, аристократично и благородно. Если говорить штампами — это проверенная временем классика. Кроме того, такая обувь, как правило, долговечная, прочная и износостойкая — при корректном уходе некоторые пары служат более 20 лет!
