Сапоги для верховой езды иначе называются ридингами. Эта обувь всегда была выбором аристократов, а потому эти силуэты даже сквозь века смогли пронести не только удобство, но ещё и элегантность, и красоту, и практичность контуров. Классические модели ридингов принято изготавливать из мягкой кожи, чтобы наезднику было максимально удобно находиться в седле и чувствовать движение лошади. Характерными особенностями всех сапог для верховой езды являются высокое голенище и невысокий каблук (обычно не более 40 мм), длинный нос с закруглёнными или квадратными краями.
Когда именно появились первые в истории ридинги, сказать трудно. Наиболее ранний силуэт, который археологи нашли в одной из пещер Испании, по словам археологов, был пошит 12-15 тыс. лет до н.э. Однако к тому виду, к которому мы привыкли, ридинги пришли ориентировочно после 1600-х годов.
Как раз именно в XVII веке сапоги для верховой езды стали частью солдатской униформы. На многих исторических картинах можно увидеть эти обувные силуэты. Чаще всего сапожники шили их из кожи, но были варианты, пошитые из шерсти, хлопка, войлока и даже меха. Главными особенностями обуви для верховой езды были высокое голенище и твёрдая отделка по всей высоте, которая защищала ноги во время езды. Постепенно обувь для езды на лошадях тоже поддалась веяниям моды, появились силуэты с резными краями голенища, со сложными узорами и даже с отворотами.
На вторую половину XVIII века пришлась мода на увлечение верховой ездой. Джентльмены буквально помешались на этом виде спорта, а потому и ридинги стали более востребованными и популярными. Сапоги пережили модернизацию, чтобы соответствовать новым запросам потребителей. Теперь высокое голенище стало более мягким, оно также теперь складывалось под коленом. Такие изменения ещё на шаг приблизили ридинги к современному виду. Внутренняя часть силуэта теперь обзавелась хлопковой или кожаной подкладкой, которая делала долгие поездки ещё более комфортными.
Кстати, особую любовь к ридингам питал Наполеон Бонапарт. Именно в честь него была названа модель сапог для верховой езды с завышенной передней частью голенища.
Викторианская эпоха стала значимым временем для ридингов. Дамы активно ездили верхом, причём в дамском седле. Это предполагало посадку в специальное кресло боком, ноги при этом фиксировались в специальной подставке. Такая мера была скорее вынужденной, поскольку обилие декоративных юбок просто не позволяло ездить «по-мужски».
Со временем традиция настолько крепко засела в умах обывателей, что постепенно трансформировалась и превратилась в ещё одно правило этикета. Считалось, что ни одна дама не станет ездить на лошади в мужском седле, это удел только распущенных женщин. У такого «табу» был и ещё один важный нюанс, связанный с безопасностью: лошади при такой опасной посадке могли легко выбросить наездницу в объёмных нарядах из седла, что во множестве случаев приводило к смерти.
Именно по этим причинам женские модели ридингов долгое время не менялись. Изменить ситуацию суждено было женщинам-путешественницам. Одной из первых леди, решившихся надеть ридинги и сесть в мужское седло, была Изабелла Берд. Вслед за ней вызов обществу бросила исландка Эстель Твиди, она утверждала, что ради собственной безопасности и комфорта женщинам следует перейти на верховую езду в мужском стиле.
Берд и Твиди стали вдохновением для других отважных леди, которые тоже решились бросить вызов закостенелому общественному порядку. Привычные туфли сменились дерзкими и мятежными ридингами.
Не забудем и про коренное население Северное Америки, для которых обувью для верховой езды являлись их традиционные мокасины разных фасонов и кроев. Оседлать лошадей белых людей они были не против, а вот внять европейской моде на кожаные ридинги не решились. Да и зачем, ведь для индейцев была важна практичность: в какой обуви сел на лошадь, в такой и зашел в свой вигвам.
Многочисленные женские процессии и митинги, дававшие о себе знать то в Сан-Франциско, то в Нью-Йорке, то в Вашингтоне, привели к тому, что в 1920 году, наконец, была внесена поправка, дающая право голоса женщинам. Поправка была внесена в Конституцию США. Теперь суфражистки могли голосовать. Они подъезжали к избирательным участкам на лошадях, сидя в женском седле, а затем демонстративно меняли его на мужское.
Однако даже столь резкие изменения в структуре общественного устройства не смогли до конца вытеснить то пренебрежение, с которым многие всё ещё смотрели на женщин, ездивших «по-мужски». Дольше всего новым веяниям сопротивлялась серьёзная и монументальная Великобритания. В то время как на Западе модницы уже вовсю щеголяли в ридингах и практичных брюках, британцы всё никак не могли принять сам факт такого «растления».
Свою лепту в продвижение обуви для верховой езды по модной лестнице внёс и Голливуд. В 40-х годах в киноленте «Национальный бархат» Элизабет Тейлор сыграла роль прекрасной девушки, которая, чтобы принять участие (и победить!) в Национальных Скачках, подстриглась под мальчика и выдала себя за мужчину. Особое внимание было уделено в фильме стилю артистки, в котором ключевую роль как раз играли высокие сапоги для езды верхом. А потому уже после Второй мировой войны, когда минули времена жёсткой экономии, люди вновь заинтересовались модой и обратили внимание на стиль наездниц.
Обувь для верховой езды постепенно превратилась в унисекс предмет гардероба и обрела универсальные силуэты, которые носили как мужчины, так и женщины. Постепенно популярность этой обуви стала столь запредельной, что из специфической она превратилась в повседневную.
Первым образ жокея в высокую моду ввёл Ральф Лорен, вслед за ним вывели своих моделей на подиумы в жокейской обуви Томми Хилфигер, модный дом Ermanno Scervino и другие.
Современные ридинги переняли всё лучшее от своих прародителей. Высота их голенища обычно чуть не достаёт до колена. В качестве материала для их пошива выбирается чёрная или коричневая натуральная кожа. Редко на корпусе встречаются застёжки.
Основная цель обуви для верховой езды — это поддержка наездника в седле, а также улучшенное управление лошадью. Классические модели сапог обычно делают достаточно высокими, чтобы кожа седла не защемляла ногу во время езды. Традиционные элементы ридингов:
Ридинги бывают двух основных подвидов:
Большинство силуэтов для езды верхом изготавливаются из следующих материалов:
Обувь для верховой езды производится для носки в разные сезоны: есть утеплённые варианты для зимы, а также облегчённые для лета и межсезонья. Для катания весной и осенью лучше выбирать силуэты из натуральной телячьей кожи, которая становится мягкой после обкатки. А вот для зимы подойдут варианты с меховой базой, это защитит ноги от холода и сырости.
Несмотря на то, что ридинги сейчас считаются допустимой обувью для повседневной носки, всё же немногие производители решаются поставить на поток производство такой обуви для широкой аудитории покупателей. Вы можете найти интересные модели, например, у Hermès, однако они скорее сделаны под стиль жокея, чем реально соответствуют всем требованиям правил верховой езды. Основные бренды, выпускающие обувь для верховой езды:
При выборе ридингов особенно важно правильно подобрать размер, посадку и модель сапог. От этого будет зависеть не только удобство, но и здоровье наездника. Сапоги должны хорошо сидеть на ноге, на щиколотках и на икре. Они не должны жать в области голенища и щиколоток, поскольку во время активного движения ноги будут отекать и доставлять неудобства наезднику, но слишком свободные фасоны тоже не подойдут (голенище не должно морщиниться, спадать или нарушать теплоизоляционные свойства), поскольку в этом случае контроль над движением будет неполным, что грозит получением травмы.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineshoes.ru
Москва,
ул. Льва Толстого, дом 23/7c3, п. 3, 1 эт.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@fineshoes.ru
Санкт-Петербург,
Лиговский проспект, д. 92Д